Статья

Небратенко Г.Г. Деятельность органов местного самоуправления Земли Войска Донского по реализации полицейских функций в последней четверти XVIII в. Концептуальные труды диссертационных исследований по юриспруденции адъюнктов и соискателей. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2000.

В 1775 г. на территории Российской империи началась губернская реформа, документом, определяющим направление преобразований стали «Учреждения для управления губернией Всероссийской империи». Итогом губернской реформы стало укрепление основ самодержавного строя путем увеличения бюрократического аппарата, теперь под усиленный полицейский контроль попали жители уездных городов и сельской местности.

Губернская реформа 1775 г. также затронула уже устоявшиеся порядки в Войске Донском, но проводилась она не на общем основании, а путем издания отдельных указов. К времени проведения преобразований Войско по гражданской части было переподчинено из Сената Новороссийскому генерал-губернатору и кавалеру князю Потемкину Таврическому, он то и подготовил для императрицы Екатерины II доклад, на основании которого 16 февраля 1775 года был издан Высочайший указ «О создании Гражданского Правительства» вместо Войсковой канцелярии. Создаваемое учреждение стало главным исполнительным гражданским органом, ведавшим всеми войсковыми делами, одновременно являясь также высшей судебной и полицейской инстанцией, куда истцы, недовольные решением сыскных старшин, подавали апелляции (самые важные уголовные процессы велись непосредственно гражданским правительством в качестве суда первой инстанции). Новый орган управления состоял из: председателя - Войскового атамана; двух пожизненных судей, назначаемых по представлению Войска монархом; четырех, избираемых на один год, судей (асессоров). Они избирались большинством голосов на общем собрании старшин войска, созываемом в конце апреля (голоса перед этим отбирались от каждой станицы). Новые судьи вступали в должность с 1 мая.

Соединение судебной, исполнительной и законодательной власти в одном учреждении - это особенность, присущая большинству государственных и местных органов управления тех лет. При разработке проекта создания нового войскового учреждения ставилась задача отделения управления воинской частью, которое сосредотачивалось исключительно в руках Войскового атамана, от гражданской части, все решения, по которой стали приниматься коллегиально, а не единолично атаманом (как было ранее). Тем не менее, некоторые исследователи донской истории оценивали совершенные преобразования с долей критики: «Гражданское Правительство имело важный недостаток, что в нем были смешаны власть судебная и исполнительная; равно соединены были в одном присутствии дела уголовные, гражданские, хозяйственные, полицейские и проч. »

В указе о создании Гражданского Правительства предписывалось все дела решать «по генеральному во всем государстве установлению с соблюдением всех привилегий, данных оному войску». Этот акт несколько приблизил правовой статус Войска Донского к губерниям империи, в уездах которых стали создаваться учреждения земской полиции, состоявшие из избранных дворянством на три года представителей и утвержденные губернатором. Функции земского суда сводились к следующему: «… исполнение распоряжений вышестоящих властей, а также решений высших судов, проворство предварительного следствия по уголовным делам. На него возлагалась основная полицейская функция – «иметь бдение, дабы в уезде сохранены были благочиние, добронравие и порядок».

Обновления:
22 октября 2015 года Уточнены персональные данные Г.Г. Небратенко.
12 октября 2012 года Внесены изменения на главную страницу, в семейную историю и в оформление сайта, который теперь относится ко всему роду Небратенок.