Закон чрезвычайно взвешен, практически не внося в деятельность казачества ничего нового, а закрепляя уже сложившуюся практику функционирования. Тем не менее, он поможет развитию казачества в регионах, где ему пока не удавалась получить признание территориальных и местных властей. Хотя Донское и Кубанское войсковые общества уже созрели к более серьезным политико-правовым проектам, к переходу на федеральный уровень, участию в решению серьезных гео- и внутриполитических задач. Для каждого из них целесообразно осуществлять целевые программы развития, подкрепляя их федеральным финансированием и надлежащим юридическим обеспечением.

Уже принятый нормативно-правовой акт стимулирует переход всех казачьих общин к реестровому состоянию, регламентации чего в законе уделяется значимое внимание. Не реестровые (общественные) казачьи общества не будут нести государственную и муниципальную службу. К основным видам деятельности казачества отнесены военная, военно-патриотическая, военно-подготовительная, пограничная, правоохранительная, антитеррористическая, противопожарная, природоохранная и некоторые другие функции. Субъектами этой деятельности признаются войсковые, окружные (отдельские), станичные, городские и хуторские казачьи общества.

Непосредственное осуществление государственной и муниципальной службы будет осуществляться на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с органами военного управления, федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований.

Фактически казачество получает право на равный доступ к несению государственной службы, но не гарантии того, что им на местах не откажут в этой службе. В законе вообще не прописаны механизмы воздействия на органы исполнительной власти в случае получение необоснованного отказа от привлечения к государственной и муниципальной службе. То есть атаманам по-прежнему придется взаимодействовать с властью на основе личных контактов и товарищеских отношений, а не на принципе всеобщей пользы.

Собственно на этом изложение «буквы» Федерального закон №154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» можно завершить, так как далее в нем содержатся процессуальные нормы, которые будут интересны и необходимы лишь непосредственным правоприменителям.

В чем основное достоинство нормативно-правового акта – он регламентирует перспективные виды несения казачеством государственной и муниципальной службы, в чем недостаток – предмет регулируемых правоотношений несоразмерно мал с реальными потребностям узаконения. Но вступление в силу такого документа это существенный шаг вперед в деле придания казачеству официальных форм. Тем не менее, этот шаг лишь первый на пути выхода «из тени», т.к. большинство общественных отношений по-прежнему регулируются противоречивым местным законодательством и обычным правом. В дальнейшем предстоит подготовить еще немало законов, чтобы полностью ввести рассматриваемый этносоциальный феномен в правовое поле.

Обновления:
22 октября 2015 года Уточнены персональные данные Г.Г. Небратенко.
12 октября 2012 года Внесены изменения на главную страницу, в семейную историю и в оформление сайта, который теперь относится ко всему роду Небратенок.