СТАТЬЯ

Небратенко Г.Г. Казаки получили права, но не гарантии их соблюдения // Российская газета за 21 марта 2006 г.

5 декабря 2005 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным был подписан Федеральный закон №154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», принятый 9 ноября 2005 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и одобренный 23 ноября т.г. Совет Федерации. Это законодательного акта с нетерпением ждали представители общественности ряда субъектов Российской Федерации. Особенно он актуален для Южного федерального округа, где находится «колыбель» российского казачества, где размещены три самых крупных казачьих войска (Донское, Кубанское и Терское), где возрождение исторических традиций достигло наибольших результатов и получило значительное материальное продолжение.

Еще в XVI в. казачество начало борьбу за освоение обширных предкавказских земель (и не только их), чтобы встать на страже интересов единого и неделимого Отечества, защищать потом и кровью «царя батюшку», а вместе с ним и весь народ. Сегодня же в российском обществе в отношении казаков еще сохраняется определенный нигилизм, недопонимание их роли в современном мире. Ведь на дворе XXI в., в котором едва ли найдется место «лубочной кавалерии» в лампасах. Тем не менее, в условиях продолжающегося поиска национальной идеи замалчивание и ретуширование реальных возможностей казачества является настоящим преступлением, т.к. само его существование ассоциируется с величием и славным прошлым нашей страны. Зачем далеко ходить за примерами: это и участие в присоединении Среднего и Нижнего Поволжья, Сибири, Дальнего Востока, освоении Средней Азии и Казахстана. Чего стоят зарубежные походы сынов «казачьего рода», о которых до сих пор помнят от Западной Европы до Манчжурии.

Это все конечно в прошлом, но кто не помнит прошлого, тот обречен на его повторение. И вот уже в XXI в. перед Россией открываются новые угрозы территориальной целостности: терроризм, религиозный и этнический экстремизм, вырождение нации, неконтролируемые миграционные процессы, «беспредел» в армии, некомпетентность правоохранительных органов... Не стоит забывать, что Южный федеральный округ является полуанклавом Российской Федерации, с трех сторон «опоясанным» иностранными державами, не все из которых исповедуют добрососедские отношения. Только незрячей скажет, что уже созданные механизмы устранения внешних и внутренних угроз настолько эффективны, что нет необходимости продолжить их модернизацию. Поэтому именно сейчас вопрос о государственной службе российского казачества так важен, и именно сейчас необходимо приминать радикальные решения, одним из которых стало принятия «154-го» Федерального закона!

Напомним предысторию. С конца 80-х гг. XX столетия казачество успешно ведет борьбу по возрождению своей роли в жизнедеятельности государства и общества. В 90-х гг. тогда еще Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным было подписано несколько указов, касающихся реабилитации казачества, регламентации некоторых видов деятельности и предоставления льгот. Часть подобных документов исходило от Правительства Российской Федерации, но все они носили фрагментарный характер (некоторые и поныне действуют), не являясь, по сути, основополагающими актами и базируясь на личном расположении Б.Н. Ельцина к «ряженым войскам». При этом реально казачество в Российской Федерации уже существовало, участвовало в войнах в Югославии, Приднестровье и Абхазии, охраняло общественный порядок в местах своего компактного проживания и природоохранных зонах, консолидировалось, мобилизовалось и, как могло, боролось за свои политические права с региональными и местными чиновниками (с разной степенью эффективности).

Обновления:
22 октября 2015 года Уточнены персональные данные Г.Г. Небратенко.
12 октября 2012 года Внесены изменения на главную страницу, в семейную историю и в оформление сайта, который теперь относится ко всему роду Небратенок.