Статья 9. О казачьем присуде

Казачий присуд – юрисдикция27 атаманов и казаков выносить в юртах Войска Донского приговоры и приказания по неограниченному кругу дел, а также за их пределами – промеж донских казаков.

Казачий присуд в Войске Донском обеспечивается Войсковым кругом и войсковым атаманом и прочей войсковой старшиной, в Главном войске – войсковыми есаулами, кругами казаков и атаманами городков Главного войска, в низовых и верховых городках – кругами казаков городов и атаманами городков, в походном войске – походным атаманом и прочей походной старшиною, в зимовой и легких станицах – атаманами зимовой и легких станиц, в ватагах – ватманами.

КОММЕНТАРИЙ: Период действия ? первая половина XVI – последняя четверть XVII вв. В 1671 г. из текста статьи изъято положение о вынесении атаманами и казаками приговоров по неограниченному кругу вопросов, так как “крестным целованием” на верность царю Алексею Михайловичу донское казачество ограничило свой присуд.

Казачий присуд являлся важнейшим институтом обычного права, закреплявшим право на эксклюзивное осуществление донским казачеством управления и судопроизводства на территории Войска Донского и за его пределами (среди донских казаков). Наиболее ярким проявлением правового суверенитета выступал всем известный обычай “С Дона выдачи нет!”.

Казачий присуд, являясь порождением правового суверенитета, указывал на наличие у Войска Донского и его политической составляющей.

Статья 10. О войсковых клейнодах

Войсковые клейноды – священные для донских казаков войсковые регалии, с искони используемые как символы казачьего присуда и воинской доблести, или жалованные Русским царем в ознаменование монаршего милости и благоговения за верные службы, отличные подвиги и всеобщую пользу.

К исконным войсковым клейнодам относится войсковой бунчук28 и атаманская насека29. К жалованным войсковым клейнодам – царские знамена, жалованные и похвальные грамоты, войсковые бунчуки, атаманские насеки, булавы30, перначи31 и шестоперы32.

КОММЕНТАРИЙ: Период действия ? вторая половина XVI – первая половина XVIII вв.

Первый войсковой бунчук, по-видимому, был захвачен у неприятеля в качестве трофея или изготовлен в самом Войске Донском, используясь как символ власти и воинских побед.

Атаманская насека – самый древний символ власти в Войске Донском, указывающий на старшинство ее обладателя перед прочими казаками.

Булава – символ крупного военначальника, всецело управляющего войском.

Пернач и шестопер – символ военначальника, управляющего крылом или полком войска.

“Из высочайше пожалованных знамен первым по времени считается знамя царя Михаила Федоровича, присланное на Дон при грамоте от 18 марта 1614 г., в которой говорится: “И Мы вас пожаловали, прислали к вам наше жалование, наше царское знамя… и вам с тем знаменем против наших недругов стоять, на них ходить и, прося у Бога милости, над ними промышлять… Второе знамя было пожаловано царем Алексеем Михайловичем, при похвальной грамоте от 25 сентября 1646 г., за поражение крымского царевича под Черкасским городком 6 июля и на речке Кагальнике 4 августа 1646 г. Третье знамя пожаловано царем Алексеем Михайловичем в 1673 г. за подвиги донских казаков на Азовском и Черном морях… Четвертое знамя получено от царя Федора Алексеевича в 1679 г…”33.

Обновления:
22 октября 2015 года Уточнены персональные данные Г.Г. Небратенко.
12 октября 2012 года Внесены изменения на главную страницу, в семейную историю и в оформление сайта, который теперь относится ко всему роду Небратенок.