Рассмотрение дел в Войсковом круге из уважения к всеобщему собранию атаманов и казаков осуществляется стоя. В центре располагается войсковой атаман, а рядом с ним два войсковых есаула, войсковой дьяк, войсковой хорунжий, подхорунжие и бунчужный, а также прочая войсковая старшина.

КОММЕНТАРИЙ: Период действия ? вторая половина XVI–XVII вв.

В исторических документах выражение “казачий круг” появляется в 1554 году, когда донские казаки, “сведав, что царь Иван Грозный задумал поход на Астраханское ханство, приговорили в своем кругу вспомоществовать ему”41. В 1569 г. казачий круг, узнав о движении из Азова в Астрахань несметного числа турецко-татарского войска, оставили низовые городки, нанеся басурманам сокрушительное поражение на обратном пути. После этого на Дон пришла первая царская грамота с предложением несения службы.

Статья 19. О ведении Войскового круга и возбуждении обсуждения разных дел

Ведение Войскового круга подлежит казачьему присуду войскового атамана, который при возбуждении или обсуждении разных дел печется о достижении “Общей правды”42, а войсковые есаулы следят за тишиной и порядком на Майдане, провозглашая: “А ну помолчи, атаманы-молодцы, атаман наш войсковой (или иной казак) трухменку43 гнет!”. При необходимости войсковые есаулы используют есаульскую насеку44.

Возбуждение в Войсковом круге обсуждения разных дел осуществляется войсковым атаманом или любым другим донским казаком, который для этого должен выйти в центр Майдана и объявить о нем. Решение о рассмотрении дела или отказе в этом принимается Войсковым кругом.

КОММЕНТАРИЙ: Период действия ? вторая половина XVI–XVII вв.

Статья 20. Об обсуждении в Войсковом круге разных дел и вынесение по ним приговоров

Каждый донской казак вправе участвовать в обсуждении в Войсковом круге разных дел. Для этого необходимо, сняв трухменку, выйти в центр Майдана, громко, четко и понятно высказать свое предложение по обсуждаемому делу. Войсковой круг в знак согласия с прозвучавшим предложением провозглашает “Любо!” или несогласия – “Не любо!”.

Высказывание последующих предложений донских казаков осуществляется с учетом ранее провозглашенных и продолжается по достижению Общей правды. После достижения Общей правды войсковой атаман еще раз обращается к Войсковому кругу: “А любо ли Вам, атаманы-молодцы…?” и излагает суть итогового приговора. Громогласное “Любо!” и атаманское “Так тому и бывать!” означают вступление приговора Войскового круга в силу.

Если же атаманы и казаки не достигли Общей правды по обсуждаемому делу, то его рассмотрение откладывается Войсковым кругом на потом или прекращается вовсе.

КОММЕНТАРИЙ: Период действия ? вторая половина XVI–XVII вв.

Обновления:
22 октября 2015 года Уточнены персональные данные Г.Г. Небратенко.
12 октября 2012 года Внесены изменения на главную страницу, в семейную историю и в оформление сайта, который теперь относится ко всему роду Небратенок.