Походный атаман и походные старшины имеют преимущество первоочередного присвоения в личное имущество причитающейся части дувана. Остаются недуванными и передаются в войсковой арсенал захваченные у басурман пушки.

КОММЕНТАРИЙ: Период действия ? вторая половина XVI – начало XVIII вв.

Глава 2

ВЕДЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ

ВОЙСКОМ ДОНСКИМ

§ 3. Международные отношения

с Русским царством

Статья 99. О состоянии дел с Русским царством

Русское царство не имеет присуда в Войске Донском, так как атаманы и казаки самовольно пришли из всяких земель под Азов и вверх по течению Дона и его притокам, а Русское царство Войско Донское не создавало и на Нижнем Дону никого не поселяло. Поэтому атаманы и казаки живут вольно, без царского указа, все дела промеж себя решают по казачьему присуду, признаваемому Русским царем.

Войско Донское ведет дела непосредственно с Русским царем, принимает царских посланников и царские грамоты, ответно отправляет зимовую и легкие станицы, войсковые грамоты, походным войском участвует в походах совместно с царским войском, организует несение донскими казаками царевой службы, получает за ее несение и распределяет между донскими казаками царское жалование, склоняет калмыцкие улусы к принятию присяги на верность Русскому царю, принимает на Дону русских и иноземных купцов и отпускает донских казаков в русские города для беспошлинной торговли и встречи с родимцами, не препятствует поселению на Дону на постоянное проживание подданных Русского царя и иноземцев, признавая над ними казачий присуд.

КОММЕНТАРИЙ: Период действия ? середина XVI – 70-е гг. XVII вв. Первая часть настоящей статьи разработана с учетом внешнеполитической доктрины Российского государства XVI–XVII вв.

Донское казачество в XVI–XVII вв. по своему “почину” участвовало в покорении Казанского и Астраханского ханств, внесло решающий вклад в завоевание Сибирского ханства, по решению Войскового круга и “царскому почину” участвовало в войнах с Ливонией, Речью Посполитой, Оттоманской Портою, Крымским ханством, ногайскими ордами и прочими врагами Российского государства. Однако до 1671 г. казаки осуществляли эту деятельность не по указам царя, а на основе царских грамот, предлагавших поучаствовать в несении “царевой службы”, при этом решающее слово оставалось за Войсковым кругом.

Статья 100. О признании донскими казаками

верховенства Русского царя

Донские казаки признают над собою верховенство Русского царя как заступника Православия и покровителя христиан, отрицая власть бояр, воевод и других подданных царю начальных людей.

При угрозе уничтожения басурманами многих городков Войска Донского и невозможности дать отпор только собственными силами донские казаки по приговору Войскового круга бьют челом перед Русским царем о вспомоществовании дополнительным жалованием или войском и вольными людьми для защиты от нападения неприятеля или на время оставляют свои городки, образуя многочисленное походное войско, до момента наступления более благоприятных обстоятельств.

Обновления:
22 октября 2015 года Уточнены персональные данные Г.Г. Небратенко.
12 октября 2012 года Внесены изменения на главную страницу, в семейную историю и в оформление сайта, который теперь относится ко всему роду Небратенок.