Настоящий сборник является концентрированным отображением обычного права партикулярного действия. Он объединяет историко-правовую практику регулирования общественных отношений в Войске Донском, при этом включая только самые известные и особо значимые для донских казаков обычно-правовые нормы, переданные современникам от предков “из уст в уста”. Прочий же нормативно-регулятивный опыт остался “в тени веков”, не пройдя шор правовой целесообразности и фильтра времени.

Предложенный труд составлен в стиле научно-популярного эссе с соблюдением принципа историзма в его преломлении к достижениям юридической науки. Последовательность изложения обычно-правовых норм в работе определена по принципу их инкорпорации с учетом логической последовательности и хронологического порядка. Сами нормы классифицированы по разделам, главам, параграфам и статьям, имеющим сплошную нумерацию и снабженным уточняющими комментариями. Содержание статей излагается в настоящем времени, хотя они повествуют о регулировании общественных отношений в хронологический период, ограниченный XVI – началом XVIII вв.

Изложение содержания обычно-правового наследия донского казачества в стиле научно-популярного эссе является достаточно редким, но не первым примером структуризации фактологического материала, среди которых известны монументальный труд М.Н. Харузина “Сведения о казацких общинах на Дону”1 и работа А.И. Регильмана “История или повествование о донских казаках”2. Кроме того в современной науке также периодически издаются произведение в стиле эссе, нося достаточно оригинальный и познавательный характер3.

Принципиально важно, что целью подготовки сборника не является аккумуляция и систематизация социальных норм донских казаков, а только имеющих правовую природу. Однако в силу того, что синкретизм норм обычного права не позволяет полностью отсечь “правое” от “социального”, то некоторые обряды, обыкновения и ритуалы находят свое отражение в статьях настоящего собрания. Тем более что в ряде случаев нарушение требований, относящихся к процедуре выполнения обычаев, учреждения прецедентов или заключения договоров, могло повлечь признание ничтожности юридического факта, ими порожденного. Поэтому публичность процедуры реализации обычно-правовых норм, отягощенная совершением символических действий, являлась обязательным условием их непосредственного применения на практике. Некоторые процессуальные нормы казаков тесно переплетены с христианскими канонами4 в силу того, что религия у донцов являлась основной формой общественного сознания. Кроме этого, определенную роль в формировании обычного права казаков сыграли обычаи соседних нехристианских народов, а также право Российского государства.

Обновления:
22 октября 2015 года Уточнены персональные данные Г.Г. Небратенко.
12 октября 2012 года Внесены изменения на главную страницу, в семейную историю и в оформление сайта, который теперь относится ко всему роду Небратенок.