Состояние домовитости образуется у донских казаков вследствие сбережения и приращения денежных сумм, драгоценностей, ковров, зипуна и прочего имущества, а также ясырей, полученного за участие в походном войске, зимовой и легких станицах, ватагах и приумножения нажитого торговлей и занятием промыслами.

КОММЕНТАРИЙ: Период действия ? XVII вв.

В XVI в. в социально-политическом сознании донского казачества и его выборных представителей прочно укоренилась институциональная установка о казачьей вольнице, где категории “голытьба”, “гульба и гулебщик” – термины этимологически идентичные, а охота, военный промысел и добыча – основные благодетели. Получаемые же от них блага обычно не скапливались, а расходовались на текущие нужды, дабы не порождать неравенства. В этом виделась романтика казачьего образа жизни, предоставлявшая искомую волю, свободу от всяких обязательств. Именно это самобытное состояние манило на Дон обездоленных со всей России.

Однако социально-экономическое расслоение, против которого выступали первые казачьи атаманы, появилось уже в конце XVI в. В результате в XVII в. домовитые чаще голытьбы выдвигались в Войсковом круге и в городках, но материальное неравенство не являлось следствием завладения “старыми казаками” прав на орудия и средства производства, а определялось фактом длительности проживания индивидов на Дону, в процессе которого достигалось искомое состояние “домовитости” и их распорядительностью. “На Дону при исповедуемых в то время казачеством символах “равенстве и братстве” богатство никому никакого ущерба не делало и зависти ни в ком пока не возбуждало. Каждый член военного общества имел право добытые тем или иным способом богатства скоплять и передавать детям или, как большинство это и делало, по возвращении из похода “пропивать все до нитки”. Вместе с этим домовитыми гражданами из среды заурядного казачества стали выделяться и лица недюжинных способностей в боевом деле, которых Войсковой круг выбирал в атаманы, есаулы и другие должности”122.

Статья 179. О голутвенных казаках

Голутвенные казаки – донские казаки, не обладающие личным жилищем, обычно ведущие совместное хозяйство в составе сумы, живя в землянках для холостяков, или у сотоварищей из домовитых казаков.

Состояние голутвенности образуется у природных донских казаков вследствие передачи части военной добычи из личного имущества в совместную собственность односумов и потраты остального на текущие нужды, а у недавно поверстанных в казаки – вследствие бедности по прибытии на Дон.

КОММЕНТАРИЙ: Период действия ? XVI–XVII вв.

Голытьба на Дону в социально-политическом плане делилась на две категории: лица, недавно заверстанные в казаки, часто без достаточных средств к существованию, и природные казаки, выбравшие для себя гулебный образ жизни. Среди первых часто встречались нищие казаки – “голытьба нагольная”, “големяки голодряблые”, а вторые в большинстве своем, добыв “зипун” на войне, не желали своего хозяйства и семьи, предпочитая им товарищество казаков, чтя традиции “древней казачьей вольницы”.

Обновления:
22 октября 2015 года Уточнены персональные данные Г.Г. Небратенко.
12 октября 2012 года Внесены изменения на главную страницу, в семейную историю и в оформление сайта, который теперь относится ко всему роду Небратенок.