Во второй половине XVII в. экономическое неравенство домовитых и голытьбы облекло форму социального противоречия, заключавшегося в том, что первые в основном стремились поддерживать тесные отношения с Московским царством, а вторые в поисках средств к существованию – осуществлять “хищнические нападения” на Волге, Яике и Хвалынском море, нанося ущерб России. Неспособность войсковой администрации контролировать вредные устремления беднейшего казачества, составлявшего в тот период большую часть населения Дона, периодически приводила к прекращению выплат царского жалования, которое было необходимо для всего Войска Донского. “В 1686 г. …Фрол Минаев объяснял московским послам, что… много “голытьбы” и “наброду”, и присланное жалованье многим не достается и потому унять нельзя”123.

Еще одно мнение в отношении голутвенного казачества высказывал Г.В. Губарев: “Голутьва – в старину пренебрежительное обозначение на Дону бесхозяйственных казаков, не спешивших возвращаться на родную реку и остававшихся на русских окраинах до времени упразднения городовой и станичной службы вдоль старой московской границы. Оставшись безработными и много претерпев от местных общественных порядков, они уходили на Дон с ненавистью к русским правящим кругам, послужили наиболее надежным пополнением отрядов Степана Разина. В донских станицах они приобретали права, равные со старыми казаками, а защита донцами голутвенных новоприходцев послужила причиной кровавой борьбы казаков Булавина с войсками Петра I в 1707–1708 гг. Она привела к окончательному покорению Дона”124.

Статья 180. О казаках из стариков

Казаки из стариков – уважаемые донские казаки преклонного возраста, непорочного поведения, здравого рассудка и устоявшегося нрава, которые обычно не участвуют в походном войске, зимовой и легких станицах, а также ватагах, обладая особыми привилегиями.

Казаки из стариков остаются в городках вместе с атаманом, есаулом, хворыми и некоторыми гожими казаками городка, а также бабами и детьми.

КОММЕНТАРИЙ: Период действия ? конец XVI–XVII вв.

Особое отношение к старикам играло большую роль в мировоззрении донского казачества. Достаточно сказать, что изначально лишь немногие донцы доживали до почтенных лет, “складывая” свои головы задолго до их наступления. Те немногие люди, которым посчастливилось “дожить до седин” почти всегда пользовались особым уважением и почетом. К их мнению прислушивались, эти донцы были опытны, смекалисты и расчетливы, знали многие обычаи, прецеденты и договоры.

Формально возраста геронтологической состоятельности не существовало и признание за индивидом статуса уважаемого старика осуществлялось естественным путем. Обязательным требованием к такому индивиду выступало отсутствие порочащих лицо обстоятельств, здравый рассудок, жизненный опыт и устоявшийся нрав.

Статья 181. Об особых привилегиях казаков

из стариков

Особые привилегии казаков из стариков установлены в почитание преклонного возраста, опыта и устоявшегося нрава, включая в себя оказание особого уважения со стороны прочих донских казаков и неказачьего населения, а также активное участие в делах городка на кругах казаков городка и в период между их сборами.

Обновления:
22 октября 2015 года Уточнены персональные данные Г.Г. Небратенко.
12 октября 2012 года Внесены изменения на главную страницу, в семейную историю и в оформление сайта, который теперь относится ко всему роду Небратенок.