Статья 191. О базовых татарах

Базовые татары – зажилое неказачье население из мусульман-суннитов, по приговору Войскового круга и личному почину поселившиеся близ Главного войска в Татарском городке.

Базовые татары промеж себя сохраняют прежние родовую организацию, исключая дела, касающиеся всеобщей пользы казачества, которые рассматриваются по казачьему присуду.

КОММЕНТАРИЙ: Период действия ? конец XVII в.

В 80–90-х гг. XVII в. близ Главного войска в небольшом количестве поселились индивиды, исповедовавшие магометанство суннитского толка. О времени и событиях, сопутствующих их появлению в составе Войска Донского, ничего не известно, кроме того, что этот хотун татар считал себя автохтонным.

В силу особенностей религиозного и общественного быта магометане проживали обособленно в Татарском городке близ Черкасска, а с начала XIX в. – в нескольких поселениях недалеко от Новочеркасска. Занимались скотоводством, на зиму производили сенокосы.

Донцы-магометане вели обособленный от остального населения Войска Донского образ жизни, старались не ассимилироваться, заключая браки с единоверными девицами.

Предоставление иноверцам права принятия в казаки осуществлял только Войсковой круг, где им предлагалось отступиться от прежней веры. Основная масса татар, становясь казаками, принимали крещение. Единоплеменники называли таких “татар-кряшен”.

Статья 192. О болдырях

Болдыри – оземейные невозрастные127, рожденные в бурлацкой семье матерью, в девичестве являвшейся казачкой, но с вступлением в брак принявшей состояние мужа.

Болдыри в 3, 5 или 7-летнем возрасте могут быть признаны в качестве природных казаков при условии освоения основными молитвами, обычаями и заправами казаков128, знание которых проверяют старики непосредственного городка.

КОММЕНТАРИЙ: Период действия ? XVII в.

Появление института болдырей являлось социальным компромиссом, предоставлявшим возможность внукам казаков, лишенных автохтонного статуса из-за ущербного правового положения своих отцов, становиться казачатами. Возраст испытуемых указывал на формальность экзаменования, являвшегося, по сути, процедурой начального обучения и натурализации.

Статья 193. О туме

Тума, или тумаки – оземейные или зажилые неказаки мужского пола, рожденные казачками или бурлачками обычно в басурманском плену от иноверцев, но вернувшиеся в юрты Войска Донского вместе с матерями и оставшиеся проживать промеж донских казаков.

КОММЕНТАРИЙ: Период действия ? XVII в.

Иногда татары или турки брали в плен русскую или казачку. А казаки через несколько лет освобождали ее. У нее были уже дети от татарина. Мать захватывала их с собой. На Дону таких детей называли “тумой”129. При этом не исключалась полюбовная связь христианок с иноверцами, поселившимися в Войске Донском.

Тумаки по своему правовому положению были очень близки к болдырям. Однако получение статуса казака для них было проблематичным, так как эти индивиды родились вне христианского брака, не были крещены, не знали молитв и казачьих обычаев.

Обновления:
22 октября 2015 года Уточнены персональные данные Г.Г. Небратенко.
12 октября 2012 года Внесены изменения на главную страницу, в семейную историю и в оформление сайта, который теперь относится ко всему роду Небратенок.