КОММЕНТАРИЙ: Период действия ? середина XVI–XVII вв.

Часть из принятых в состав Войска Донского лиц автоматически признавалась казаками, другие же признавались в правах неказачьего населения. Наиболее необходимы были в крае лица, обученные или способные ремеслам, грамоте и арифметике. Особыми преимуществами при “верстке в казаки” обладали “вышедшие из плена” или освобожденные донцами христиане, которых полагалось отпускать “на все четыре стороны” или препровождать вместе с легкой станицей в Россию, если они были подданными московского царя. Освобождая единоверцев, казаки брали на себя ответственность за их дальнейшую судьбу, поэтому обычно принимали в свои ряды охотников133 из их числа.

Решая вопрос о принятии иноземцев в свои ряды, донские казаки определяли их “породу” и всегда отказывали лицам, неспособным или непригодным для “казачьего дела”.

§ 12. Правовое положение ясырей

Статья 204. О ясырях в Войске Донском

Ясыри – временно находящиеся в Войске Донском пленники мужского и женского пола из басурман, захваченные в походе в качестве военной добычи и лишенные личной свободы с целью получения за них выкупа или обмена на плененных казаков и других христиан, а также женитьбы или использования для хозяйственных надобностей.

До дуван дувана ясырь находится в совместной собственности казаков походного войска или ватаги, а после раздела воинской добычи принадлежит одному или нескольким донским казакам. Убийство и насилие над ясырем противно христианским заповедям и преследуется казачьим присудом.

КОММЕНТАРИЙ: Период действия ? середина XVI–XVII вв.

Особую категорию лиц, временно находившихся на территории Войска Донского, составляли пленники, которыми становились представители враждебных казачеству этносов. Захват ясырей первоначально осуществлялся с целью обмена на плененных казаков, но очень скоро стал одной из статей дохода казачества, осуществлявшего эту деятельность по примеру соседних магометанских народов. Поэтому в Войске Донском постоянно находилось от нескольких сот, до нескольких тысяч турок, татар, адыгов, калмык и проч., основная масса которых рано или поздно возвращалась на родину. “В Черкасске находился единственный на всю огромную Россию рынок, где продавали пленников, привезенных сюда из городов и поселений Турции, Персии, Крыма. Плати двадцать пять – сорок рублей и пленник твой. В казачьих домах Черкасска, особенно у старшин и войскового атамана в прислуге работало огромное количество ясырок, которые обучали своих господ родному языку, причем казаки держали их не на правах угнетенных слуг, а как младших членов семьи”134.

Другой причиной захвата ясырей была необходимость обзаведения семьей, так как до XVIII в. на Дону всегда ощущалась нехватка представителей женского пола. В то же самое время жизнь и здоровье пленников охранялись нормами, основанными на христианских заповедях. Отдельно защищались честь и достоинство женщин, вступление в брак с которыми без разрешения казачьего круга строго воспрещалось.

Обновления:
22 октября 2015 года Уточнены персональные данные Г.Г. Небратенко.
12 октября 2012 года Внесены изменения на главную страницу, в семейную историю и в оформление сайта, который теперь относится ко всему роду Небратенок.