Статья 205. О заказах для ясыря в Войске Донском

К заказам, установленным для ясыря в Войске Донском, относится: непослушание владельцам; побег от донских казаков; нарушение приговоров, приказаний и требований, выносимых по казачьему присуду; участие в делах, совершаемых наперекор пользе казачеству.

КОММЕНТАРИЙ: Период действия ? середина XVI–XVII вв.

Ясырь не признавался субъектом обычно-правового регулирования, а только объектом имущественных отношений. Для них нахождение в Войске Донском являлось обязанностью, а не правом. Невольники лишались права свободного передвижения по территории края и возвращения на родину. В круг казаков непосредственного городка приглашались женщины только для заключения или расторжения брака.

Статья 206. О выходе из ясыря

Выход из ясыря возможен выплатой казакам выкупа или обменом на плененных казаков и других христиан, или безусловным освобождением, часто сопровождаемым дачей присяги не воевать с Войском Донским, а для ясырок – выходом замуж за донского казака, разрешенным по приговору круга казаков непосредственного городка.

КОММЕНТАРИЙ: Период действия ? середина XVI–XVII вв.

Раздел II

СТАНИЧНОЕ ПРАВО

Глава 4

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ

У ДОНСКИХ КАЗАКОВ

§ 13. Повременные казачьи общества

Статья 207. О ватагах

Ватага – повременное казачье общество, включающее ватажников в неограниченном количестве человек, изъявивших взаимное согласие на осуществление совместной военной, промысловой или хозяйственной деятельности без образования собственного городка, но при необходимости с учреждением временных станов и зимовищ135.

К основным видам военной деятельности ватаги, осуществляемых водою или посуху, относятся нападения на басурман, освобождение казаков и прочих христиан из плена, захват дувана; к промысловой деятельности – охота на зверя и рыболовство; к хозяйственной – заготовка дров, хвороста и сена, обустройство временных станов и зимовищ.

КОММЕНТАРИЙ: Период действия ? XVI – начало XVIII вв.

Пожалуй, первым социальным объединением казачества является ватага. Отличительной особенностью ватаг являлось то, что их “администрация” избиралась не на один год, а до завершения похода или преждевременного смещения. С появлением на Дону стационарных населенных пунктов ватаги выполняли те же функции, что и прежде, но с добавлением в их перечень благоустройства и хозяйственного обеспечения городков. Между тем с XVI в. и до начала XVIII в. ватаги создавались по большей части для разбойных и грабительских набегов, которые осуществлялись не только на басурман, но даже на единоверцев (на Волге и Каспии).

Во второй половине XVII в. казаки низовых городков по требованию московского царя по несколько лет к ряду были принуждены соблюдать мир с турками и татарами. Но в верховьях Дона появлялись все новые выходцы из России. Не получая царского жалования, они физически не могли существовать без грабительских набегов. “Поэтому то тут, то там являлись вольные атаманы, собирали, как встарь вокруг себя станицу и шли громить и грабить куда глаза глядят. Только станицы эти стали больше. Уже не 20, не 50, даже не 100 человек примыкало к атаману, а собирались целыми тысячами. Одни по призыву московского царя шли к его войску воевать наряду с царскою дружиною, добывать себе зипуна из законной добычи, отнятой у неприятеля; другие шли самовольно, большою частью, за царское дело, наказывать азовского пашу или татар, но были и такие, которые шли против царского указа и, помня старые времена, занимались разбоями, где придется”136.

Обновления:
22 октября 2015 года Уточнены персональные данные Г.Г. Небратенко.
12 октября 2012 года Внесены изменения на главную страницу, в семейную историю и в оформление сайта, который теперь относится ко всему роду Небратенок.