В случае нарушения условий подписки и попустительстве в недопущении беглодержательства к станичникам-смотрителям применялись суровые наказания вплоть до смертной казни через повешенье. О невыполнении смотрителями своих обязанностей войсковое руководство, чаще всего, уведомлялось посредствам доносов, написание которых стимулировалось 10 рублевой премией, выдаваемой из войсковой казны33.

В 1743 г. вся территория Войска была разделена на 6 районов, в каждом из которых должен был постоянно находиться нарочный старшина, а при нем особая команда.34 Старшины были снабженные особой инструкцией, “чтоб каждый при своих определенных местах приход беглых, всемирно наблюдая, предостерегал” 35. Нарочные старшины производили розыск и поимку беглых крестьян и иных преступников, разоряли созданные ими хутора, кроме того они доводили до жителей казачьих станиц царские указы и войсковые грамоты, надзирая за их исполнением.

С момента назначения старшин на постоянное проживание в подчиненных районах их первоначальное наименование “нарочный”, т.е. курьер стало выходить из употребления. К 1750-м г. “нарочные” старшины по сыску беглых крестьян получили наименование “сыскных старшин” (по названию основной своей деятельности – сыск беглых крестьян и иных преступников). При каждом сыскном старшине состоял писарь и набиралась караульная команда из казаков. Вспомогательный штат служащих, состоящих при сыскном старшине, образовывал “Канцелярию старшины по сыску беглых”. Станицы обязывались Войсковым атаманом выполнять все распоряжения сыскного старшины, на участке которого они располагались. По требованию сыскного старшины из числа казаков, состоящих на внутренней службе, в многолюдных местах: на торгах, при въезде в станицы, на мостах, переправах и т.д. выставлялись специальные караулы, находящиеся в непосредственном подчинении станичного атамана и есаулов. На своих постах часовые охраняли станичный порядок и задерживали подозрительных лиц. Содержание “Канцелярий старшин по сыску и высылке беглых” производилось за счет средств подведомственных станиц, тем самым, не обременяя войсковую казну дополнительными расходами.

На универсальные административно-полицейские органы Дона - “Канцелярии старшин по сыску беглых” возлагался значительный больший объем работы. “Войсковая канцелярия “в отвращение пристанодержательства, предписала старшинам сжигать все жилые строения, где укрывали беглых, для чего требовались исполнители”. Старшины канцелярий “по сыску беглых” должны были высылать крестьян по принадлежности. Этим старшинам Войсковая канцелярия стала вменять в обязанности объявлять станицам свои постановления, наблюдать за их исполнением, поручать расследование ссудных дел и т.д.”36 С середине XVIII в. в ведении окружных Канцелярий находились все дела о не казачьем населении и дела, касающиеся казаков: производство дознания по жалобам станичников, проведение первоначальных следственных действий по уголовным делам, организация охраны общественного порядка, наблюдение за ведением делопроизводства в станичных органах управления, отправкой казаков на службу и др.

Обновления:
22 октября 2015 года Уточнены персональные данные Г.Г. Небратенко.
12 октября 2012 года Внесены изменения на главную страницу, в семейную историю и в оформление сайта, который теперь относится ко всему роду Небратенок.