В 1763 г. на Дону была произведена перепись не казачьего населения, которая на местах организовывалась старшинами Канцелярий по сыску беглых. Донские крестьяне – черкасы – подушно были записаны в семигривенный оклад. Ответственность за выплату налогов возлагалась на старшин войска и станичных атаманов (на станицы), за которыми записывались крестьяне37. Сбор подушной подати целиком и полностью возлагался на Канцелярии старшин по сыску беглых, которые стали, кроме прочих, выполнять функции органа налоговой системы.

Таким образом, из выше изложенного во второй главе можно сделать ряд выводов:

* Петровские преобразования первой четверти ХVIII в. сломали устоявшуюся систему демократического общественного управления войсковыми делами, при которой нет необходимости в создании регулярных полицейских учреждений;

* После утверждения абсолютной власти казаки не лишились индивидуальных прав и привилегий, но в Войске стала складываться авторитарная структура властвования, вошедшая в систему бюрократического аппарата Российской империи;

* Особый правовой статус казака, вольного общинника, привлекал на Дон помещичьих крестьян, которые по одиночке или семьями укрывались от гнета крепостного права, что подрывало основы государственного строя;

* Самодержавие, не решив проблему “беглодержательства” силовым путем, обязало усилившиеся институты исполнительной власти Войска проводить внутреннюю политику, направленную на охрану объектов крепостного права (одна из важнейших полицейских функций крепостной России);

* Со второй четверти ХVIII столетия розыск, поимка и депортация беглых помещичьих крестьян и иных преступников возлагалась на войсковых старшин, получивших наименование “нарочных” и станичные правления, что было малоэффективно;

* В начале 40-х г. ХVIII века Войско Донское было разделено на шесть округов. Во главе каждого был поставлен нарочный старшина, постоянно проживающий в подчиненном районе;

* В начале второй половины XVIII в. институт нарочных старшин трансформировался. Окружную администрацию стали возглавили должностные лица, назначаемые Войсковым атаманом, – сыскные старшины.

* С переходом в ведение управленческого института сыскных старшин всех дел, касающихся как не казачьего, так и казачьего населения, сыскные старины приобрели статус руководителей исполнительного органа широкой компетенции, получившего наименование “Канцелярии старшин по сыску беглых”;

Обновления:
22 октября 2015 года Уточнены персональные данные Г.Г. Небратенко.
12 октября 2012 года Внесены изменения на главную страницу, в семейную историю и в оформление сайта, который теперь относится ко всему роду Небратенок.