Первоначально полиция учреждается только в крупных городах (обеих столицах, губернских и провинциальных центрах). За городской чертой в сельских населенных пунктах еще долгое время действовала система местного управления, саморегулятивно обеспечивающая правопорядок. До последней четверти ХVIII в. в сельской полиции не было необходимости, т.к. община связывала крестьян узами круговой поруки, а “помещичья полиция” являлась достаточным карательным инструментом, усмиряющим любое антиобщественное проявление.

Важным этапом в становлении единой системы полицейского аппарата России явилась губернская реформа 1775 г. Известно, что в ходе ее проведения на уровне уездов были созданы регулярные полицейские учреждения – нижние земские суды, состоявшие из капитана-исправника и 2-3 заседателей. Процесс же формирования полиции как регулярного единого аппарата завершился принятием в 1782 году “Устава благочиния или полицейского”, установившего единую структуру организационно-правового построения, определявшего единые задачи и функции полиции.

Установленные новшества в государственном и полицейском строительстве касались не всех регионов России. Они не распространялись на некоторые окраины империи и на казачьи земли – Войска (Донское, Уральское, Черноморское, Сибирское, Оренбургское, Забайкальское и т.д.) Специфической особенностью последних являлось то, что на территории казачьих Войск проживало население обладающее особым правовым статусом, впервые утвержденным царем Иваном IV Грозным 3 октября 1570 г. для донцов за заслуги при взятии Казани. Казаков в научно-исследовательской, публицистической литературе дореволюционного периода именовали “гражданами Войска Донского”, в отличие от остального населения России, обладающего лишь российским подданством.

Другой особенностью, повлиявшей на формирование органов правопорядка казачьих Войск, являлся тот факт, что администрация таких территориальных образований подчинялась военному ведомству Российской империи (Военной коллегии, а с 1802 г. Военному Министерству). Внутреннее управление Войском Донским и др. Войсках всегда строилось на военных началах. Правительство, формируя законодательную политику в отношении казачьих административных образований, всегда балансировало между особым сословным правовым статусом казака, компенсируемом его военной полезностью, и необходимостью реализовывать общий курс государственной политики, направленный на усиление основ самодержавия.

Органы внутренних дел в Войске Донском и др. казачьих Войсках, образовавшихся под влиянием исторических процессов, а не по воле монарха, первоначально создавались по инициативе местных властей. Такие подразделения могли и не называться полицией, но они выполняли присущие ей функции. В дальнейшем полицейские учреждения в казачьих войсках создавались на основании Высочайших повелений с соблюдением привилегий и местных обычаев казаков. Войско Донское к середине XVIII в. уже имело собственную систему территориальных учреждений правопорядка, созданных по инициативе Войскового атамана Данило Ефремовича Ефремова (управлял с 1738 по 1753 гг.). Но регулярная полиция, созданная Высочайшей властью, появилась на Дону лишь в начале XIX в. Тогда, в указе императора Павла I от 8 октября 1800 г. адресованном Войску Донскому впервые был употреблен термин “полиция”4.

Обновления:
22 октября 2015 года Уточнены персональные данные Г.Г. Небратенко.
12 октября 2012 года Внесены изменения на главную страницу, в семейную историю и в оформление сайта, который теперь относится ко всему роду Небратенок.