Ограничения допускаются в вышеперечисленных целях, являются необходимым условием качественной деятельности правоохранительных органов. К таким законам на федеральном уровне относятся закон об органах Федеральной службы безопасности, о внутренних войсках МВД, о милиции, об оперативно-розыскной деятельности, о государственной охране.

Субъекты Федерации не вправе самостоятельно своими законами устанавливать дополнительные ограничения, если в федеральном правовом акте не зафиксировано подобное делегирование полномочий.

Правовые ограничения, установленные конституциями и уставами субъектов Федерации, различны. Это предполагает дифференцированный подход к ним с тем, чтобы наиболее полно познать свойства и характерные черты существующего многообразия ограничивающих средств.

В зависимости от языковых средств формулирования в законодательстве правовые ограничения бывают прямые и косвенные. Для прямых характерно использование таких оборотов, как “запрещено”, “не вправе”, “обязан”. Ими являются ч.3 ст.10 Устава Ростовской области: “органы государственной власти, органы местного самоуправления области и их должностные лица не вправе ограничивать или отменять права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, а также изменять или отменять обязанности, вытекающие из гражданства РФ”, пп. 3, 4 ст.20 Устава Приморского края: “Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, половой, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Любая деятельность, направленная на попрание и ущемление прав и свобод человека и гражданина, не допускается…”, п. 2 ст. 87 Устава Курской области, п. 2 ст.15 Устава Московской области, п.1 ст.13 Устава Читинской области, ч.1 ст. 44 Устава Тверской области и т.п..

Косвенные характерны в основном для управомочивающих норм, где правовые ограничения как бы дополняют их, создают условия для более законного и справедливого воплощения их в жизнь. Они используются со словами “за исключением”, “кроме”, “с условием”. Примером косвенных ограничений может быть ч.1 ст.11 Устава Ростовской области: “Акты органов государственной власти и органов самоуправления, ограничивающие конституционные права и свободы граждан, не имеют юридической силы, кроме случаев, прямо предусмотренных федеральными законами”.

В зависимости от природы прав и свобод ограничения подразделяются на два основных вида: ограничения личных (гражданских) и политических прав и ограничения экономических, социальных и культурных прав. Примером первых являются, в частности, ограничения свободы, передвижения; примером вторых – ограничения в осуществлении права собственности. Однако следует помнить, что среди прав есть такие, которые вообще не должны ограничиваться. В зависимости от времени действия ограничения можно подразделить на постоянные, которые установлены конституцией (уставом) субъектов РФ и законами, и временные, которые должны быть прямо обозначены в акте о чрезвычайном положении. Временные ограничения вводятся в условиях чрезвычайного положения ради быстрейшего наведения порядка. В этом случае дополнительные ограничения прав и свобод личности являются как бы юридической основой для расширения полномочий органов государственной власти в целях получения большей маневренности и большего простора для оперативного, оптимального выхода из создавшейся ситуации.

Обновления:
22 октября 2015 года Уточнены персональные данные Г.Г. Небратенко.
12 октября 2012 года Внесены изменения на главную страницу, в семейную историю и в оформление сайта, который теперь относится ко всему роду Небратенок.