Кроме того, важно отличать конституционно-допустимые ограничения от конституционно-недопустимых. Конституционно-недопустимыми, например, являются обозначенные в республиках Башкортостан, Удмуртия, Дагестан, Коми, Северная Осетия (Алания) нормы-ограничения, которые противоречат федеральной Конституции, поскольку допускают возможность ограничения прав и свобод на основании законов своих республик.

Конституции и уставы субъектов Федерации по-разному, с большей или меньшей оригинальностью воспроизводят нормы об ограничении прав и свобод. Учитывая критерий формы, следует выделить еще два критерия для классификации:1) по возможности ограничения: а) нормы-ограничения и б) нормы-запреты ограничений; 2) по направленности ограничений: а) ограничения в связи с введением чрезвычайного положения и б) другие ограничения.

Целесообразность выделения первого основания обусловлена наличием в конституциях и уставах норм, допускающих в определенных случаях ограничивать права и свободы человека и гражданина. По своей структуре они отличаются от других заметной простотой и легкостью восприятия: “Ограничения прав и свобод жителей допускаются лишь в случаях, прямо предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами”60. Кроме перечисленных норм, разрешающих в определенных случаях ограничивать те или иные права и свободы человека и гражданина, в основных законах субъектов Федерации встречаются нормы, запрещающие в императивной форме или при определенных обстоятельствах ограничивать права и свободы. К ним следует отнести уставы Астраханской (п.2 ст.68), Воронежской (п.2 ст.2) областей: “Органы государственной власти не могут принимать правовые нормативные акты, ограничивающие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, установленные Конституцией РФ”, уставы Ростовской (ч.3 ст.10 и ч.1 ст.11), Нижегородской (п.1 ст.7 и п.4 ст.9) областей: “На областной референдум не могут быть вынесены вопросы, ограничивающие права и свободы человека и гражданина, касающиеся налогов бюджета, иных финансовых проблем, а также определяющие срочные меры по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения в связи с возникновением эпидемий, эпизоотий, стихийных бедствий”. Законодатель Читинской области провозглашает, “права, свободы и обязанности человека и гражданина, закрепленные Конституцией Российской Федерации, действуют на территории области без каких-либо ограничений (ст.2 Устава Читинской области).

Специфика правового закрепления ограничений прав и свобод человека и гражданина конституциями и уставами субъектов Федерации такова, что все вышеназванные предписания являются одновременно гарантиями. Причем формулировка их воспроизведения нисколько не умаляет одних и не возвеличивает другие. Основанием для такого вывода служит все та же ст. 55, ее ч.1 Конституции РФ, спроецированная на конституции и уставы субъектов Федерации.

Обновления:
22 октября 2015 года Уточнены персональные данные Г.Г. Небратенко.
12 октября 2012 года Внесены изменения на главную страницу, в семейную историю и в оформление сайта, который теперь относится ко всему роду Небратенок.