Специфика норм уставов Амурской и Томской областей, являющихся предметом нашего рассмотрения состоит в акцентировании внимания на сохранении и действии всех норм, определяющих правовой статус граждан и других лиц, за исключением ограничений, которые могут быть установлены указом Президента РФ по введению чрезвычайного положения в области.

По критерию правовой основы введения чрезвычайного положения нормы, содержащиеся в конституциях республик, условно можно подразделить на три группы:

1.Положения, предусматривающие возможность введения чрезвычайного положения на территории республики на основании федерального конституционного закона62;

2.Положения, предусматривающие возможность введения чрезвычайного положения на территории республики на основании федерального конституционного закона и закона республики63;

3.Положения, предусматривающие возможность введения чрезвычайного положения на территории основного закона республики. Причем ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения могут устанавливаться на основании законодательства этих республик (все перечисленные республики64 и п.1 ст.54 Конституции Республики Бурятия). Абсолютно ясно, что нормы, выделенные нами в третью группу, противоречат Конституции Российской Федерации, ее ст.56, в первую очередь.

К нормам, допускающим ограничение прав и свобод человека и гражданина не в связи с введением чрезвычайного положения следует отнести ст. 115 Устава Белгородской области, п. 3 ст. 46 Устава Астраханской области и другие из параграфов о социальных, экономических и политических прав и свобод, которые мы уже называли.

Другим основанием ограничения прав и свобод человека и гражданина является введение военного положения (Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30 января 2002 г.)65.

Подводя итоги вышесказанному, следует еще раз отметить, что конституционное выражение философско-правовые основания ограничений прав и свобод находят в установлении общих целей ограничения прав и свобод (ч.3 ст.55). Часть 3 ст.55 Конституции является общей формулой установления ограничений на всей территории Российской Федерации. Субъекты Федерации вправе самостоятельно своими законами вводить ограничения, если в федеральном правовом акте будет зафиксировано подобное делегирование полномочий.

Правовые ограничения, установленные конституциями и уставами субъектов Федерации, различны. Это предполагает дифференцированный подход к ним с тем, чтобы наиболее полно познать свойства и характерные черты существующего многообразия ограничивающих средств.

Обновления:
22 октября 2015 года Уточнены персональные данные Г.Г. Небратенко.
12 октября 2012 года Внесены изменения на главную страницу, в семейную историю и в оформление сайта, который теперь относится ко всему роду Небратенок.