В ряде субъектов Федерации имеются нормы, провозглашающие как свободу совести, так и свободу вероисповедания72, только свободу вероисповедания73, либо свободу совести (конституции республик Дагестан (ст.30) и Чувашии (ст.46).

Специфика правового регулирования обсуждаемого права Конституцией Республики Саха (Якутия) заключается в том, что в ней провозглашается не только свобода совести и вероисповедания, но и свобода убеждений, свобода слова, информационного обмена. Однако большинство конституций закрепляют норму о свободе совести и вероисповедания, тождественную федеральной.

Научный интерес представляет ст.34 Конституции Республики Алтай. В ней провозглашается свобода совести и вероисповедания, под которыми понимается право свободно исповедовать любую религию, в основе которой нет идей человеконенавистничества, национальной и религиозной розни.

Следующими анализируемыми личными правами будут право определения национальной принадлежности и право на пользование родным языком.

Статья 26 Конституции России гласит: «1) Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению своей национальной принадлежности. 2) Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».

На федеральном уровне нормы, регулирующие правовой статус языков, закреплены в следующих нормативных правовых актах: Законе РСФСР от 25 октября 1991 г. «О языках народов Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 24 июля 1998 г.)74; Федеральном законе «О национально – культурной автономии» от 17 июня 1996 г.75; Федеральном законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г.76; Федеральном законе « Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 20 июля 2000 г.77; Указе Президента Российской Федерации «О Совете по русскому языку при Президенте Российской Федерации» от 7 декабря 1995 г.78; Постановлении Правительства Российской Федерации об утверждении федеральной целевой программы «Русский язык» от 23 июля 1996 г.79; Постановлении Правительства Российской Федерации «О Совете по русскому языку при Правительстве Российской Федерации» от 31 декабря 1997 г.80. Законодательство субъектов Федерации состоит из законов «О языках» и иных нормативных правовых актов.

В развитие положений, сформулированных в федеральной Конституции и федеральных законах Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. №24)81 утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Кроме того Указом Президента от 3 июня 1996 года №803 утверждена Концепция региональной политики82, имеющая непосредственное отношение к урегулированию обсуждаемых отношений. Национальной проблеме уделяет внимание ни одно поколение ученых. В свое время Н.А. Бердяев, подчеркивая, что национальность есть положительная ценность, обогащающая жизнь человечества, вместе с тем раскрывал подлинную суть национализма, которое представляет собой «злое, эгоистическое самоутверждение и презрение и даже ненависть к другим народам», является «источником войн», создает «атмосферу войны»83.

Обновления:
22 октября 2015 года Уточнены персональные данные Г.Г. Небратенко.
12 октября 2012 года Внесены изменения на главную страницу, в семейную историю и в оформление сайта, который теперь относится ко всему роду Небратенок.