Примером сочетания государственного и официального языков служит Республика Саха (Якутия). Закон этой республики «О языках» наделяет язык саха и русский язык статусом государственных языков, в то же время эвенкийский, эвенский, долганский, чукотский, юкагирский языки признаются местными официальными языками в местах проживания этих народов и используются наравне с государственными языками (ст.6 Закона)86.

Помимо этих понятий в законодательстве употребляются термины «национальный язык», «родной язык», «язык общения». В то время как государственный язык является атрибутом правового положения государства (Российской Федерации или республик в ее составе), национальный (родной) язык связан с правовым положением тех народов, которые не имеют собственного территориального деления, например, кеты, орочи, тофалары, удэгейцы и т.д.87

Оригинальной представляется статья о языках в Конституции Карачаево-Черкесской Республики. Конституция этой Республики различает государственные языки и язык межнационального общения и официального делопроизводства. Государственными языками в Карачаево-Черкесской Республике являются абазинский, карачаевский, ногайский, русский и черкесский (п.1 ст.11). Языком межнационального общения и официального делопроизводства является русский язык.

Определённое противоречие обнаруживается при правовом регулировании правового статуса языка. Так, правовой статус языков в Республике Башкортостан определяется законом этой республики (ч.2 ст.36), а правовой статус государственных языков в Карачаево-Черкесской Республике устанавливается федеральными и республиканскими законами (п.3 ст.11).

Анализируя тексты уставов краев и областей, мы видим совершенно иной подход законодателя к рассматриваемой проблеме.

В подавляющем большинстве уставов краев, областей речь не идет о национальном языке. И лишь в некоторых из них упоминается о родном русском языке (ст.22 Устава Ставропольского края), либо говорится о свободном изучении, использовании и сохранении родного языка коренных народов (нерусских, но россиян) и национальных меньшинств (ст.25 Устава Кемеровской области).

Переходя к рассмотрению следующего личного права человека и гражданина, вероятнее всего даже не праву, а к черте, имманентно присущему качеству человека и гражданина - достоинству, следует сказать, что оно достигается развитием личности, осознающей свою свободу, равенство и защищенность. Ведь известно, что личностью не рождаются – личностью становятся. Достоинство превращает человека из объекта воздействия в активного субъекта правового государства.

Право на честь, достоинство и деловую репутацию — право на самооценку и социально значимую оценку моральных, деловых и иных черт и свойств личности.

Под достоинством понимается самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения88. Самооценка должна основываться на социально значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности. Достоинство определяет субъективную оценку личности.

Обновления:
22 октября 2015 года Уточнены персональные данные Г.Г. Небратенко.
12 октября 2012 года Внесены изменения на главную страницу, в семейную историю и в оформление сайта, который теперь относится ко всему роду Небратенок.