ГЛАВА 1. Методология нормативного закрепления прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации в контексте критерия федеративного устройства России.

§1 Соотношение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере установления прав и свобод человека и гражданина.

Российский Основной Закон установил в статьях 71 и 72 сферы ведения Российской Федерации, предметы совместного введения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и определил, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст.73). По российской Конституции сферы правового регулирования субъектов РФ определены недостаточно четко. Такой подход предполагает решение вопроса, что должно относиться к ведению субъектов Федерации. Предметы ведения субъектов РФ – это те вопросы, которые не отнесены к двум другим категориям предметов ведения, то есть, что в итоге остается для субъектов Федерации.

В российской конституционной модели предметы ведения распределяются на основе способа децентрализации1. В соответствии со ст.73 Конституции РФ к ведению субъектов РФ относится все то, что не отнесено к ведению Федерации и совместному ведению Федерации и ее субъектов. А в ст.76 Конституции Российской Федерации заложена основа соотношения нормативно-правовых актов Российской Федерации и ее субъектов, принимаемых в развитие положений статей 71-73.

Заметим, что федеральный конституционный вариант разграничения предметов ведения (ст.71-73) допускает неоднозначную интерпретацию.

Разграничение предметов ведения между Федерацией и субъектами Федерации составляет продукт взаимного творчества в ходе договорных процессов по российской Конституционной модели (ст. ст. 71,72 Конституции РФ). Ряд субъектов Федерации нарушают федеральные предписания, закрепляя в своих конституциях и уставах предметы ведения Федерации (Бурятия, Кабардино-Балкария, Карелия, Коми, Удмуртия, Липецкая область), либо предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов (Мордовия, Хакасия, Ставропольский край, Курганская, Оренбургская, Свердловская, Тамбовская, Ярославская области). Однако в последнем случае необходимость включения подобного перечня может быть связана с конкретизацией, выражаемой в определении компетенции органов государственной власти субъектов Федерации в рамках прав, предоставленных федеральным законодательством.

Обновления:
22 октября 2015 года Уточнены персональные данные Г.Г. Небратенко.
12 октября 2012 года Внесены изменения на главную страницу, в семейную историю и в оформление сайта, который теперь относится ко всему роду Небратенок.