В конституциях (уставах) таких субъектов Федерации как Республика Чувашия, Белгородская, Иркутская, Тюменская области, Хабаровский край закрепляются лишь предметы собственного ведения.

Иные параметры заданы в использовании правовых форм разграничения компетенции между органами государственной власти РФ и ее субъектами. В этом случае наряду с Конституцией России допускаются иные формы правового регулирования: федеральные законы (ст.76) и договоры (ст.11).

Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года (с изменениями и дополнениями от 25 июля 2000г., 8 февраля 2001г. и 7 мая 2002г.)2 устанавливает перечень вопросов, по которым законодательные (представительные) и исполнительные органы субъектов Федерации правомочны принимать законы (ч.2 ст.5). Данный перечень не носит исчерпывающий характер. Он основывается на расширительном понимании предметов ведения, поскольку законы в субъектах Федерации могут приниматься, помимо перечисленных, по иным вопросам, относящимся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами и законами субъектов РФ к ведению и полномочиям субъектов РФ (п. «н» ч.2 ст.5).

В случае противоречия между федеральными законами и нормативно-правовыми актами субъектов РФ, изданным исключительно по предметам ведения субъекта, действует нормативно–правовой акт субъекта РФ.

Актуальным аспектом совершенствования конституционного регулирования остается определение оптимального соотношения федерального и регионального законотворчества по предметам совместного ведения.

Позитивным является то, что вопрос о применении принципа опережающего правового регулирования по предметам совместного ведения в основном решен на конституционно–доктринальном уровне. Конституционный Суд РФ неоднократно подтверждал действие правила: до урегулирования вопроса федеральным законодателем субъекты Федерации вправе сами осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения. Рассмотрен Конституционным Судом РФ противоположный вариант действия принципа конкурирующего законодательства. В постановлении по запросу Тульского областного суда от 3 ноября 1997 года по делу о проверке конституционности Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления3 Конституционный Суд указал: «В свою очередь, если сам субъект РФ не принял закона по вопросу, отнесенному к его компетенции федеральным законодателем в порядке осуществления полномочий по предметам совместного ведения, то федеральный законодатель может осуществлять правовое регулирование в этой сфере».

Итак, субъекты Федерации вправе опережающе законодательствовать по вопросам, отнесенным к сфере совместного правового регулирования и к ведению субъектов РФ. Федеральные нормы и нормы субъектов Федерации пересекаются в сфере совместного ведения РФ и ее субъектов.

Обновления:
22 октября 2015 года Уточнены персональные данные Г.Г. Небратенко.
12 октября 2012 года Внесены изменения на главную страницу, в семейную историю и в оформление сайта, который теперь относится ко всему роду Небратенок.