А вправе ли субъекты Федерации принимать нормативные правовые акты по предметам ведения Федерации? Как понимать конституционную концепцию «разграничения власти по вертикали»?

По-нашему мнению, вправе - прежде всего тогда, когда наблюдается совпадение предметов совместного ведения и предметов ведения субъектов4. Так, в соответствии с п. «в» ст.71 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств относятся к ведению РФ. Одновременно эти же вопросы в п. «б» ст.72 Конституции РФ отнесены к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Термин «защита права» применяется в различных смыслах как в законодательстве, так и в научной литературе. В законодательстве понятие «защита права» чаще всего носит достаточно абстрактный характер и означает возможность его органов защищать те или иные права, не конкретизируя, идет ли речь о защите нарушенных прав, или о гарантиях, формах реализации тех или иных нарушенных прав5. Сама защита представляет собой принудительный способ осуществления права, применяемый в установленном порядке компетентными органами либо самим управомоченным лицом в целях восстановления нарушенного права6.

Регулирование означает возможность регламентации общественных отношений правовыми нормами.

По российской Конституции не предусматривается возможность издания правовых актов по предметам ведения Федерации субъектами Российской Федерации. Однако в федеральных законах границы правового регулирования расширяются.

Анализ федеральных законов, издаваемых по предметам ведения Российской Федерации, свидетельствует о том, что не только федеральные органы, но и органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются компетенцией по предметам федерального ведения, в том числе правом осуществлять правовое регулирование.

Так, согласно п. «и» ст.71, «связь» относится к ведению Российской Федерации. Вместе с тем ст.4 Федерального закона «О почтовой связи» от 17 июля 1999 года7 закрепляет положение о том, что отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О связи» от 16 февраля 1995 года8, другими федеральными законами и правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.

В соответствии с ч.2 ст.2 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» от 5 декабря 1995 года9 федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут устанавливать нормы, снижающие требования к радиационной безопасности и гарантиям их обеспечения, установленные настоящим Федеральным законом. Согласно ст.2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности»10, законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности.

Обновления:
22 октября 2015 года Уточнены персональные данные Г.Г. Небратенко.
12 октября 2012 года Внесены изменения на главную страницу, в семейную историю и в оформление сайта, который теперь относится ко всему роду Небратенок.