Тезисы

Маленко О.О. О соответствии регионального законодательства федеральному // Политико-правовая культура и духовность. Материалы региональной научно-теоретической конференции. Ростов-на-Дону. РЮИ МВД России. 2001.

Часть 1 ст.1 Конституции Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Смысл правового государства раскрывается через ст.2 Конституции: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”.

Признавая значимость этих конституционных положений, следует однако заметить, что Россия сегодня не является правовым государством, равно как и в реальности права и свободы человека не стали высшей ценностью. И это факт закономерный, определяемый как предшествующей историей, так и сложной ситуацией, в которой оказалась современная Россия. Поэтому формулирование правового государства и уважение прав человека - задача чрезвычайно трудная и ее решение возможно лишь в результате усилий всего общества в течение многих лет, связанных с преодолением как наследия прошлого, так и тех ошибок и просчетов, которые были допущены в последние годы (1, с.76).

Одним из самых серьезных недостатков в сфере правового регулирования прав и свобод человека и гражданина является имеющееся несоответствие законодательства субъектов Федерации федеральному.

2. Конституция Российской Федерации занимает главенствующее положение в правовой системе страны. Ей не должны противоречить законы и иные правовые акты, принимаемые как федеральными органами государственной власти, так и органами государственной власти субъектов Федерации (2, с.127).

Законодательство субъектов Федерации является важной составной частью системы российского законодательства, развитие и совершенствование которой отражает сложные процессы новой российской государственности. Конституция Российской Федерации закрепляет два уровня регионального законодательства:

1) законодательство республик в составе Федерации;

2) законодательство краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов (ч.2 ст.5 Конституции).

Всем субъектам Федерации предоставлены властные полномочия законодательствования. Главное конституционное требование заключается в том, чтобы все законы, иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации не противоречили федеральной Конституции (ч.1 ст.15).

Требование это, однако, не всегда соблюдается.

Региональный законодатель довольно часто осуществляет не только защиту, как ему предписывает Конституция (п. “б” ч.1 ст.72), но и регулирование, что, согласно той же федеральной Конституции (п. “в” ч.1 ст.71) отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации.

Грань между защитой и регулированием прав и свобод человека и гражданина представляется слишком тонкой, даже прозрачной.

Субъектам Федерации, конечно, позволено иметь свое законодательство. Однако в области правового статуса личности диапазон такого правотворчества ограничен высокой планкой требований, установленных федеральной Конституцией. Каждому субъекту Федерации позволено лишь добавлять новые аспекты прав и свобод, расширять гарантии их реализации. Многие субъекты Федерации “идут дальше”: они записывают иные права, иначе свободы, чем предусмотрено федеральной Конституцией, иными словами, пытаются регулировать права и свободы, учитывая специфические особенности своего региона. И это, наверное, следовало бы признать верным решением выхода из создавшегося положения правовой незащищенности личности на всей территории Российской Федерации, если бы не ст.ст.71-72 Конституции Российской Федерации, которые предоставляют субъектам федерации осуществлять лишь защиту прав и свобод.

Обновления:
22 октября 2015 года Уточнены персональные данные Г.Г. Небратенко.
12 октября 2012 года Внесены изменения на главную страницу, в семейную историю и в оформление сайта, который теперь относится ко всему роду Небратенок.