ТЕЗИСЫ
Маленко О.О. Обязанности в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации // Россия в XXI веке. Проблемы гуманизации права, экономики и образования. Материалы и тезисы докладов научно-практической конференции. Ростов-на-Дону. 2001.
1.Необходимым компонентом оптимального взаимодействия государства, права и личности выступают юридические обязанности, без которых невозможны ни сбалансированная правовая система, ни эффективное правовое регулирование, ни четкий правопорядок, ни другие состояния и проявления общественной жизни. Они — условие нормального функционирования конституционных институтов, управления производственными процессами, поддержания устойчивости и стабильности в обществе.
В ныне действующей Конституции зафиксированы следующие обязанности граждан: обязанность соблюдать Конституцию и законы (ч.2 ст.15 Конституции); для родителей или лиц, их заменяющих, — заботиться о детях, воспитывать их (ч.2 ст.38); обеспечивать получение детьми основного общего образования (ч.4 ст.43); для трудоспособных детей, достигших 18 лет, — заботиться о нетрудоспособных родителях (ч.3 ст.38); для граждан – защищать Отечество (ч.1 ст.59); для всех и каждого – заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч.3 ст.44); сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58); платить законно установленные налоги и сборы (ст.57).
Это основные, так называемые, конституционные обязанности. В Основных Законах субъектов Федерации в подавляющем большинстве случаев мы находим отражение названных конституционных обязанностей в сочетании с иными, порой весьма специфическими обязанностями.
Положения об обязанностях в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации содержатся в тех же главах и разделах, что и положения о правах и свободах. Обычно это специальные главы: “Права, свободы и обязанности человека и гражданина”, “Правовой статус личности” (Устав Омской области, Устав Самарской области, Устав Ростовской области, Устав Алтайского края, Конституция Республики Дагестан, Конституция Республики Алтай и т.п.). Реже – в конституциях и уставах отсутствуют специальные главы о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина и потому положения о них помещены в такие главы как “Общие положения”, “Экономическая система”, “Основы социально-культурной сферы” (Устав Иркутской области, Устав Липецкой области, Устав Челябинской области, Устав Амурской области, а также Конституция (Степное Уложение) Республики Калмыкия).
Всем субъектам Федерации предоставлены властные полномочия законодательствования. Главное конституционное требование заключается в том, чтобы все законы, иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не противоречили Федеральной Конституции (ч.1 ст.15).
Согласно Конституции РФ регулирование прав и свобод относится к ведению Федерации. В сфере ведения субъектов РФ называется лишь защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, которую субъекты РФ осуществляют совместно с РФ (ст.ст. 71-72 Конституции РФ 1993 года). Однако Федеральная Конституция исходит из концепции естественного характера основных прав и свобод (п. 2 ст. 17). В ней говорится, что перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (п. 1 ст. 55). По сути, единственное ограничение заключается в том, что: “В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина” (п. 2 ст. 55 Конституции РФ). С учетом указанных конституционных положений можно считать обоснованным, что в субъектах РФ осуществляется довольно активная правотворческая деятельность в сфере регулирования прав и свобод. А поскольку в правовой статус индивида наряду с правами и свободами входят обязанности, то и обязанностей. Но в какой степени при этом соблюдаются принципы Федеральной Конституции?
2.Анализ конституций (уставов) субъектов Федерации свидетельствует о том, что закрепленные в Федеральной Конституции обязанности нашли отражение в конституциях (уставах) субъектов Федерации.
Своеобразие закрепленных положений об обязанностях в уставах субъектов Федерации проявляется в максимально приближенной к конституционной (Конституции РФ 1993 г.) инкорпорации. Однако и в них имеются не поименованные в Федеральной Конституции обязанности, которые в большинстве своем являются производными от основных, либо имеют своей целью защиту прав и законных интересов других лиц.
Примером первых является обязанность жителей Алтайского края бережно относиться к окружающей среде, историческому и культурному наследию (абз.2 п.1 ст.16 Устава Алтайского края). Ко вторым следует отнести обязанность не допускать оскорбительного поведения и действия по отношению к лицам иной национальности (ст.30 Устава Томской области).
Большинство республик в своих конституциях редактируют, дополняют перечень прав, свобод и обязанностей, установленных Конституцией РФ, при этом иногда ее нарушая:
-так, конституции республик Башкортостан (ч.1 ст.63) и Саха (Якутия) (ст.29) обязывают своих граждан соблюдать Конституцию и законы своих республик, ни словом не обмолвясь о соблюдении федеральных нормативных актов. А из текста конституций республик Дагестан (ч.1 ст.55) и Тыва (ст.52) не ясно, какие законы должны соблюдаться, только республиканские, либо республиканские и конституционные;
-на граждан Чувашской Республики налагается обязанность оберегать интересы государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета (ст.53 Конституции Чувашской Республики);
-не соответствует Конституции РФ и федеральным законам обязанность трудиться, провозглашенная в ст.54 Конституции Чувашской республики.
Закрепление подобных обязанностей в конституциях субъектов Федерации, несомненно, заслуживают негативной конституционно-правовой оценки. Положения конституций (уставов) субъектов Федерации должны быть приведены в соответствие с федеральными.