Напитки в истории русского народа всегда имели немалое значение. Как сообщается в летописных источниках, многие мирские дела на Руси непременно начинались с честного пира. Нашим предкам было известно огромное количество различных напитков, яичных и медовых, которые они вынесли со своей арийской родины. В течение всей истории на Руси была выработана целая культура пития. Известия о древних русских напитках идут от самых ранних летописей: пили наши предки хмельную брагу, стоялые меды, бархатное пиво, эль (олуй) и медвяные квасы (исключительно русский напиток, особо полюбившийся нашим соседям, скандинавам)[3].
Хмельное питьё каждый варил для себя, сколько было нужно ему для обихода. В иных случаях бывало, что творили пиво или меды целыми семьями или «всем миром». У богатых людей были заведены медуши – специальные погреба, где хранились бочки медов, пива и заморских, привозных напитков. Для того, чтобы вкус напитков сохранялся круглый год, такие погреба обкладывались льдом в несколько слоёв.
Учитывая немалую важность напитков на Руси, неудивительно, что для питья использовалось так много разнообразной посуды: с древности известны были славянам бондарные стаканы, точёные чаши и чарки, высокие кубки и питьевые рога. Такая посуда изготавливалась простыми людьми из дерева, а для князя – в том числе из металлов, украшенных драгоценными камнями.

Братина

Братина – это сосуд для питья, обычно металлический, в виде горшочка. В древней Руси они использовались главным образом как заздравные чаши, из которых пили мёд, пиво и квас на общинных пирах. Кроме того, что братины были необходимой принадлежностью пиршественного стола, они также могли употреблялись как поминальные чаши. Такие братины наполняли водой с мёдом и ставили на гроб умерших. Диаметр тулова новгородских братин – от 14 до 21 см, высота -13-19 см [5]. Изображения братин часты в иконописи и фресковой живописи.
Возможно, что происхождение самого слова «братина» относится к тем временам, когда на торжественное застолье сходились кровные родственники-братья. Позднее, когда круг пирующих расширился, его стали устраивать вскладчину, когда каждый из участников вносил свою долю. Про такую братчину, например, говорится в былине о Садко.

Из братин черпали чумками, черпальницами и ковшами. Небольшие братины назывались братинками, пить можно было прямо из них.

Братина является важнейшим атрибутом, характеризующим русского человека. Братство было той силой, которая тянула друг к другу отдельных членов общей русской семьи. Как явление оно особенно ярко было представлено в народоправном Новгороде, в южно-русском обычае побратимства и впоследствии – в братствах Юго-Западной Руси [3]. В те достославные времена общины и миры, города и сёла сходились на игрища, сбирались на общие пиры и беседы, которые по старой памяти и до сей поры называют почётными и честными. На таких пирах братину «пускали по кругу», позволяя испить из неё всем членам русского братства, и вместе спеть заздравные гимны в часть Рода и Рожаниц.
Учитывая ту важность, которую играли братины на пирах, неудивительно, что они старательно украшались: тончайшей резьбой, цветной эмалью, чернью и даже драгоценными камнями.
Братины бытовали сравнительно долго: с Х-ХV вв., хотя их разновидности известны и в более позднее время.

Ендова

Ендова представляла собой круглую глубокую чашу для подачи напитков к праздничному столу. В верхней части ендовы делалось отверстие с вставленным желобком – носиком, которое называли «рыльцем». Некоторые ендовы имели короткую рукоять, с помощью которой можно было удерживать сосуд с напитком.
Ендовы были самых разных размеров от вмещавших ведро до совсем небольших. Делали эти сосуды из металлов (меди), капа (нароста на берёзе), корневища или целого куска древесины. Деревянные ендовы, в отличие от металлических, украшались резным орнаментом.

Ендова. Конец 18 века. Костромская область.

Трудно сказать, когда ендовы точно появилась в быту русского человека. Они, так же, как ковши, братины и скобкари являлись утварью, традиционной для русского застолья. Тем не менее, ендовы не считались ценными предметами, которые следовало выставлять на лучшее место в доме, как это делалось, например, с братиной или ковшами [2]. Исключение составляли серебряные ендовы, выполненные по заказу князей или их богатых приближённых (см. рис.1-3).

Ковши

Ковши – это деревянные ладьевидные, металлические сосуды, в которых подавали на стол напитки. Из маленьких ковшей пили как из чарки, из тех, что побольше – черпаками разливали хмельной напиток по другим сосудам. Ковши иногда использовали для пересыпания муки или зерна, и даже зачерпывали воду в банях.
Особенно большие, по размерам, ковши-конюхи вмещали до двух вёдер сладкой медовухи, бражки, кваса или пива. Это были глубокие сосуды овальной формы с плоским дном и одной листовидной рукояткой. Передняя часть ковша выполнялась в виде различных животных: утки, коня, медведя или змея. Последний образ связывают с главным славянским божеством – Перуном. Большие ковши (конюхи) выставляли на стол исключительно по праздникам. Такие ковши особенно богато украшались: росписью или резьбой по дереву. Напитки черпали из ковшей налёвками или черпаками, которые часто висели по бортикам ковшей.

Известно, что ковши выдалбливались из целого куска дерева, его корня или капа. При этом пользовались сначала топором, а уж только потом резцом и ножом. Бывали на Руси и берестяные ковши, которые сшивали из берёзового лыка. Металлические ковши изготавливали из меди, железа, олова и серебра.
Интересно, что форма ковшей, которые использовались на Руси с глубокой древности (в Строй Ладоге и Новгороде их находят в слоях X-XIV вв.) практически не изменилась и полностью соответствует тем, что изготавливались в XIX веке.

Скобкари

Скобкари (=»скопкари») – это ладьевидные, круглые или овальные, большие сосуды с двумя ручками, в которых выставлялись на праздничный стол всякие напитки. Длина столовых скобкарей достигала 17-35 см, высота – около 23 см [4]. Две ручки по краям скобкаря, вырезанные в виде селезня или коня, это именно то, что отличало их от обычных ковшей. Ковш-скобкарь обычно делали из дерева: берёзы, ольхи, осины, липы или клёна. Само название этого сосуда («скобкарь» или «копкарь») произошло от материала или способа его обработки (коп-копань, копаный, выкопанный) [2].
По бытовому назначению эти сосуды можно разделить на большие, служившие для пиров, средние – для семейного пользования и малые – подобно чаркам они могли использоваться для зачерпывания напитка из большого скобкаря.

Ковш — скобкарь ярославского типа. 17 век.

Подобно ковшу, скобкарь является сосудом древнерусского происхождения. Он известен по новгородской рукописи XII века, где написано: «А собору святые Софеи даша копкар, во веки им кормление». На стол скобкари подавались вместе с маленькими деревянными ковшами-налёвками. Для удобства их вешали прямо на бортики ковша.

Чаши и чарки

Это деревянная, глиняная, реже металлическая посуда, которая служила как для питья, так и для приёма пищи. Деревянные чаши представляли собой сосуд полусферической формы с прямыми краями, на небольшом поддоне, всегда без крышки (это было основное отличие чаш от поставцев). Из наиболее распространённых украшений для чаш были надписи, которые делали либо по венку, либо по всей поверхности сосуда.

Историки выделяют обычно два вида деревянных точёных чаш: со стенками, плавно переходящими в днище, а другую – с резким перегибом от стенки сосуда к его днищу. При раскопках такие чаши в основном встречаются в слоях XII-XIII вв. Диметр таких чаш равен 14-19 см при высоте в 5-6 см [4]. Разновидностью чаш являются чарки — сосуды для напитков, которые отличаются от чаш меньшими размерами и более причудливой формой. В диаметре чарки составляли 10-15 см при высоте сосуда 4-6 см [4].
Чаши являлись самой распространённой формой для металлической посуды: их делали из меди, бронзы, реже из золота и серебра. Золотые и серебряные чаши в позднее время часто переплавлялись на металл и до наших дней сохранилось совсем немного образцов такой драгоценной посуды (см. рис.). Надпись на чаше: «А се чара князя Володимирова Давыдовича, кто из неё пьёт тому на здоровье, а хваля бога своего и осподаря великого князя».
Чаши изготавливались самой разной величины. Чаши большого размера могли использоваться наравне со скобкарями, братинами и ковшами во время праздников. Из них пили брагу, квас, пиво и другие хмельные напитки. Небольшие глиняные чаши, и чаши, выдолбленные или выточенные из дерева, употреблялись в простом быту во время обеда: в них подавали на стол жидкое варево (щей, похлёбки, ухи и т.п.) Само название «чаша» встречается в летописях с X века, как принадлежность богатого пира.
Чаша являлась незаменимой в древних обрядах, особенно в обрядах, связанных с рождением ребёнка, свадьбы или погребальных проводов. В конце праздничного обеда принято было выпивать до дна чашу за здоровье хозяина и хозяйки: не сделавший этого мог посчитаться врагом. На Руси вообще было принято пить за здоровье других людей, а не за себя: «Пьют да поют для людей, а едят да спят за себя». Примечательно, что чаша участвует в древнем обряде, устанавливающем связь между жизнью и смертью человека. Так, после поминальной чаши пьют заздравную, изменив при этом направление её движения по кругу – направо, после этого начинается на пиру веселье [5].
Чаши упоминаются также в заговорах, их часто находят в погребениях. Погребальные чаши – одни из наиболее древних находок на территории Руси: их относят к Трипольской культуре и культуре Скифского периода. Такие чаши в основном украшены рисунками на тему плодородия и устройства мира.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять