Статья

Небратенко Г.Г. 8 октября 1800 года – новая памятная дата органов правопорядка Дона // Творчество, №1 за 2004 г. Ростов н/Д: Донской издательский дом

Как часто новое оказывается… хорошо забытым старым. И тут ничего не попишешь – истина.
Казалось, не так давно отгремели фанфары в честь 200-летнего юбилея МВД России, как вдруг из глубины веков появилась новая памятная для органов правопорядка дата.
Ежегодно 11 февраля Главное управление внутренних дел Ростовской области отмечает юбилей со дня создания Донской милиции, возводя свое старшинство к 1920 году, что является воздаянием советской милиции за ее славное прошлое. Однако и до наступления этого времени «свято место не пустовало». Подробнее об этом чуть ниже, но, прежде необходимо отметить – органы правопорядка Дона, традиции которых ныне продолжает ГУВД Ростовской области, официально были образованы 8 октября 1800 года (т.е., 20 октября по новому стилю). Их зарождение началось еще в середине XVIII в. В дальнейшем, в течение полувека, они функционировали иррегулярно, не вписываясь в общероссийскую систему правоохранительных органов. Официальный же правовой статус и государственное признание донские органы правопорядка получили именно в 1800 году.

* * *

В середине XVIII в. Донское казачье войско являлось обособленным административно-территориальным образованием на Юге Российской Империи, большая часть отраслей управления которым не регламентировалась в законодательных актах, находясь в сфере действия обычного права, а меньшая — регулировалась императорскими и сенатскими указами. Большинство общероссийских нормативных актов являлись необязательными к исполнению на территории Войска, если в них прямо не указывалось, что они распространяют свое действие, кроме прочего, и на казаков. Главой местной администрации являлся назначаемый императором “войсковой атаман”. При атамане функционировало многофункциональное правовое учреждение, выполнявшее роль регионального правительства — “Войсковая канцелярия”.
Доведение царских и сенатских указов, а также войсковых грамот до казачьих станиц входило в обязанности “нарочных по череду старшин”, назначенных войсковым атаманом. Они же осуществляли поиск в станицах “беглых от помещиков” из центральной России крепостных крестьян, а также некоторые административно-полицейские функции в отношении лиц, их укрывавших. Уже в 40-х годах XVIII в. атаман Д.Е. Ефремов разделил территорию Войска Донского на шесть округов, во главе которых назначил регулярных нарочных старшин. Они были снабжены особой инструкцией, “чтоб каждый при своих определенных местах приход беглых, всемирно наблюдая, предостерегал”.
В 50-60-х годах XVIII в. институт «нарочных старшин» приобрел более регулярные формы, а сами начальники казачьих округов в честь своей основной профессиональной функции стали именоваться “сыскными старшинами”. Под их руководством в каждом округе Войска Донского функционировали “канцелярии старшин по сыску беглых”, включавшие писаря и караульную команду. Сыскной старшина постоянно проживал в одной из станиц округа, где строилась “войсковая изба” со двором и острогом. Если сыскной старшина переходил в другую станицу, то “войсковая изба” разбиралась на части и перевозилась на новое место. По различным направлениям деятельности сотрудники “канцелярий старшин по сыску беглых” реализовывали административно-полицейские, следственно-судебные, военно-мобилизационные и некоторые другие функции.
В начале 80-х годов XVIII в. по инициативе Новороссийского генерал-губернатора князя Потемкина Таврического и войскового атамана А.И. Иловайского на Дону была произведена реорганизация “канцелярий старшин по сыску беглых”. На их базе создавались новые учреждения правопорядка — “сыскные начальства”. Они состояли из руководителя — сыскного начальника, нескольких сыскных старшин (судей), экспедитора для производства этапирования преступников, писаря с писцами, караульной команды для охраны и конвоирования “колодников”. Сыскные начальники и старшины назначались войсковым атаманом из числа войсковой старшины “по представлению нескольких достойных людей Войска”.
В 1797 году войсковой атаман В.П. Орлов разработал специальную инструкцию, регламентировавшую правовое положение и компетенцию окружных органов правопорядка. К ней прилагалось сопроводительное письмо: “По Войсковому ведомству в сыскных начальствах положено быть в каждом по три судьи (сыскной начальник и два сыскных старшины. — авт.), которым жалованье определено из станичных доходов… А чтобы они старались об успешном исполнении дел и справедливом разбирательстве между тяжущимися, о немедленном удовольствии обиженных и о привлечении виновных к суду, то для этого: 1-е их снабдить специальными инструкциями, 2-е наблюдать, чтобы в оные определялись люди достойные, будет же кто в противозаконном деянии замечен, то — судить и поступать с ними по Закону”. Концептуальной задачей членов “начальств” являлось “прекращение злобы и распрей, доставление людям законной, честной и безтяжебной жизни”. Они обязывались “осуществлять свои полномочия исправно с крайним расчетом и всегда прилежно, воздерживаясь от злоупотреблений, взяточничества и обид”.
Инструкция 1797 года содержала некоторые уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные нормы. В соответствии с ней по всем предписаниям, направленным из Войсковой канцелярии, “касающимся пользы службы и государственных интересов”, “начальства” обязывались в течение трех дней приступить к производству, а по завершении работ — немедленно докладывать. По делам частного обвинения “в обидах, бесчестии и проч.” “словесное” разбирательство проводилось в срок не более восьми дней. Предварительное расследование “криминальных дел” возбуждалось безотлагательно. “Изловленных преступников” подвергали допросу, выясняя время, место, обстоятельства преступления, “доводя обвиняемых увещеванием до показания истины”. В то же самое время, за всеми “проходившими по делу” фигурантами, названными в допросе, посылался караул. Всех задержанных опрашивали порознь, а потом устраивали очную ставку. Полученная информация документировалась в рапортах. После завершения следствия изобличенных в преступлении заковывали в колодки и под “крепкой стражей” со всеми документами для дальнейшего решения судьбы отправляли в Войсковую канцелярию, размещавшуюся в городе Черкасске (ныне станица Старочеркасская).
По нетяжким правонарушениям наказание назначалось непосредственно в сыскных начальствах. Если проступок совершался станичным атаманом или членом станичного суда — “выборным стариком”, то их содержали под домашним арестом. Рядовых казаков секли плетями, а “донских черкасс” (выходцев из Малороссии – авт.) били “кошками”. В ряде случаев уголовное преследование просто прекращалось: “Сговорных по разным касательствам (просьбам. — авт.) отдавали по резолюциям в станицы на верные поруки или по не отысканию таких, и смотря по делу задерживали по резолюции под караулом”.
Сыскные начальства, кроме полицейских, выполняли функции судебных органов. В роли суда второй инстанции они рассматривали гражданские иски жителей подведомственных поселений, недовольных решением станичного суда, на сумму не более 50 рублей. Высшей апелляционной инстанцией по отношению к сыскным начальствам являлась Войсковая канцелярия. Сторона гражданского процесса, неудовлетворенная постановлением “начальства”, для подачи апелляции получала “на руки” копии материалов дела и отправлялась “судиться” в Черкасск.
Кроме выполнения административно-полицейских и судебных функций органы правопорядка надзирали за исправностью мостов, переправ, почтовых трактов и других жизненно важных сооружений, а также обеспечивали транзит регулярных воинских подразделений по территории Войска Донского на Кавказ и обратно.
Таким образом, сыскные начальства оказались перегружены выполнением разноплановых обязанностей. Сложность и напряженность работы была так велика, что временами для службы в дополнение к имевшемуся штату привлекались войсковые старшины, находившиеся “по домам” в отпуске из воинских казачьих полков. Они “употреблялись” для решения дел меньшей важности и для исполнения “должностей менее нужных и коих исполнять времени недостает, соблюдая, чтоб исполнялось поручаемое по точности предписания и в самой истине…”.
Ключевым в истории органов правопорядка Дона стал 1800 год. 5 августа т.г. в Черкасск прибыли армейский генерал Репин и генерал-адъютант Кожин. Они были направлены императором Павлом I с особыми полномочиями, в т.ч., для выяснения эффективности работы органов правопорядка Донского казачьего войска и выработки предложений по ее повышению. По прибытии к месту назначения военные чиновники сразу же отметили, что в городе Черкасске нет собственной полиции, а деятельность сыскных начальств с точки зрения российского законодательства вообще не легитимна, так как их сотрудники в своей деятельности руководствуются нормами обычного права, а не законами Российской Империи.
С целью создания городской полиции Черкасска 20 августа 1800 года генерал-адъютант Кожин подписал Ордер (постановление — авт.), адресованный Войсковой канцелярии, о назначении в Черкасск специального “смотрителя”, исполнявшего полицейские функции. Должность “смотрителя Черкасска и принадлежащих к нему станиц” вводилась до создания в городе регулярной полиции. На основании ордера город в административно-полицейском плане разделялся на несколько частей, в каждой из которых назначался “частный пристав”. Приставы в подчиненных станицах реализовывали указания войскового атамана и смотрителя. Для выполнения некоторых полицейских функций “на случай пожара или какой-либо тревоги” при смотрителе состояла еженедельно сменяемая команда из одиннадцати казаков (по одному от городской станицы).
В функции временного городского органа правопорядка входило осуществление паспортного контроля за проживающими в городе крестьянами; выявление беспаспортных, сбежавших от помещиков или с просроченными паспортами крестьян; обеспечение соблюдения домохозяевами правил пожарной безопасности; надзор за исправностью пожарных дрог (телег), крюков, бочек, топоров и прочих инструментов.
Основной задачей, поставленной перед смотрителем Черкасска, было получение через частных приставов достоверных сведений о числе проживающих в домах донских чиновников крестьян, “закрепощенных” за ними по ревизии (переписи населения) или на основании купчих документов. Смотритель воспрещал выезд крепостных из города без предварительного уведомления, поступившего к нему от помещика. Домохозяин, желавший отправить крестьянина на заработки или по другой надобности, должен был обратиться к смотрителю Черкасска для оформления “покормежных и пропускных” писем. Переселение крепостных из владельческих хуторов в город также производилось только с уведомления временной полиции. Столь жесткий паспортный режим устанавливался для предотвращения поселения в городе “беглых” крестьян.
В сентябре 1800 года генерал-адъютант Кожин покинул Черкасск, а генерал Репин был назначен “присутствующей особой” при Войсковой канцелярии (представителем российского правительства – авт.). “Присутствующая особа” и войсковой атаман В.П. Орлов подготовили законопроект, предусматривающий создание в Черкасске регулярной полиции, а в округах Войска Донского — сыскных начальств. Предложения, отправленные в Санкт-Петербург, были рассмотрены и утверждены императором Павлом I, а 8 октября 1800 года он издал Указ “О прибавке к Войсковой канцелярии, сверх прежде назначенных, еще трех Экспедиций”, в соответствии с которым образовывались “Экспедиция полиции в городе Черкасске” и “Экспедиция — сыскные начальства, соответствующие земским судам”.
С момента вступления в силу данного указа сыскные начальства начали формироваться в качестве регулярных органов “общей полиции”. Каждое из них включало трех “способных и благонадежных” донских чиновников и необходимое число “канцелярских служителей”. Производство дел в «начальствах» осуществлялось только на основе “общих учреждений Всероссийской империи”, а обычное войсковое право не применялось.
Для руководства Экспедицией полиции города Черкасска вводилась должность полицмейстера. К нему перешли функции смотрителя Черкасска. Кроме основных обязанностей полицмейстер реализовывал все текущие приказы войскового атамана, направленные на сохранение благочиния и улучшение благосостояния города и его жителей. Вместе с полицмейстером в состав Экспедиции вошли “пристав уголовных дел”, “пристав гражданских дел” и канцелярские служители — по два старших и младших писаря, а также три писца. Частные приставы и еженедельно сменяемая казачья команда, ранее подчинявшиеся смотрителю Черкасска, продолжили свою деятельность на прежних основаниях под началом полицмейстера.
Назначение на должность полицмейстера и приставов уголовных и гражданских дел производилось Сенатом по представлению войскового атамана, после чего в Войсковом соборе чиновники приводились к присяге. Канцелярские “служители” (урядники или приказные) назначались в экспедицию войсковым атаманом по представлению полицмейстера. Первым полицмейстером города Черкасска был назначен полковник Алексей Греков. При нем в должности приставов состояли старшина Платов (один из родных или двоюродных братьев войскового атамана – авт.) и есаул Денисов.
* * *
Указ от 8 октября 1800 года стал первым официальным документом российского правительства, направленным на формирование в регионе действенных органов правопорядка. Этим была заложена основа для дальнейшего развития аппарата полиции Дона, просуществовавшего вплоть до 1917 года. Значимость и важность этого указа определяет необходимость его опубликования.
* * *
У К А З
1800 г. — Октября 8. Именной, данный войска Донского Войсковому Атаману Генералу от Кавалерии Орлову. — О прибавке к Войсковой Канцелярии, сверх прежде назначенных, еще трех Экспедиций.

Г. Генерал от Кавалерии Орлов!
Получил Я сделанное вами вместе с Генералом Репиным постановление Правлению Войску Донскому; то данным Мною указом Правительствующему Сенату от 2 (6) Сентября 1800 года повелено учредить в Войске Донском зависящие от Войсковой Канцелярии три Экспедиции: 1. для криминальных дел, 2. для гражданских и тяжебных дел, а 3. для казенных касательно податей казенных. А как в постановлении, вами представленном, полагаете вы за нужное иметь, кроме сих Экспедиций, еще одну для межевых дел, другую для Полиции в городе Черкасске и третью сыскное начальство, соответствующее Земскому Суду; то Я все сие утверждаю и повелеваю вам для выбора в оные Экспедиции чиновников и число их, поступать в точности на основании вышеупомянутого, данного Мною указа Сенату от 2 Сентября; кто же именно будут выбраны в чиновники Правления Войска Донского, уведомите Меня.
Император Павел I
* * *
В заключении следует отметить, что пока существует Российское государство, на его земле будут рождаться люди, призванные его защищать. Нельзя забывать, что сегодня служители правопорядка являются достойными продолжателями дела, прекрасно освоенного еще в дореволюционный и советский период. Будет оно продолжено и после нас!
??

??

??

??

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять