ТЕЗИСЫ
Маленко О.О. Проблемы соответствия регионального законодательства об образовании федеральному // Философия права и вопросы формирования современной государственно-правовой идеологии. Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции 24-29 октября 2001г. Ростов-на-Дону. 2001.

1. Безопасность личности во многом зависит от работы законодателя по урегулированию различных сфер жизни и деятельности человека и общества.
Согласно Конституции РФ 1993 г., компетенция Федерации является либо исключительной (ст.71), либо совместной (ст. 72). В последнем случае она осуществляется государственными органами Федерации и ее субъектов, которые вправе принимать законы и иные нормативные акты по вопросам совместной компетенции, но обязаны при этом руководствоваться общими нормативными основами, устанавливаемыми федеральными законами. В случае противоречия между федеральным законом и любым актом, изданным субъектом Федерации по вопросам ст. 72, должен действовать федеральный закон (ч. 5 ст. 76).
Довольно часто субъекты Федерации принимают нормативно-правовые акты с нарушением установленных в ст.ст. 71-72 Конституции РФ правил.
Значительное число таких нарушений наблюдается при решении региональным законодателем вопросов, связанных с защитой и регулированием прав и свобод человека и гражданина. Согласно ст. 72 федеральной Конституции, в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится только защита, но не регулирование.
Практически во всех конституциях и уставах субъектов Федерации содержатся нормы, противоречащие федеральным. Не является позитивным исключением в рамках этого неутешительного заключения и сфера образования.
2. В области образования компетенция распределяется следующим образом (п. “е” ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Федерация определяет его виды, сочетание бесплатности и платности обучения, устанавливает федеральные образовательные стандарты, утверждает профессиональные требования, предъявляемые к работникам учебных заведений и органов управления образования, устанавливает правила приема в учебные заведения и т.п. Основной же объем работы по организации образования падает на субъекты Федерации (ст.ст. 26, 43, 44 Конституции РФ, ст.ст. 28 и 29 Федерального закона “Об образовании”, действующего в редакции от 13 января 1996 года № 12-ФЗ и от 16 ноября 1997 года № 144-ФЗ, ст.ст. 24 и 25 Федерального закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ).
3. а) право граждан на образование закреплено всего в двух уставах (Курганской области и Ставропольского края) и четырнадцати конституциях республик (Башкортостан, Мордовия, Дагестан и т.п.). Это свидетельствует прежде всего о неуделении должного внимания региональным законодателем вопросам образования.
б) в семи уставах областей (ч. 1 ст. 87 Устава Калининградской области, ч. 3 ст. 48 Устава Курганской области, ч. 1 ст. 98 Устава Московской области, п. 1 ст. 95 Устава Читинской области, ст. 89 Устава Смоленской области, ст. 114 Устава Тульской области, ч. 1 ст. 10 Устава Магаданской области) не признается бесплатность и общедоступность среднего профессионального образования; оно наряду с высшим профессиональным и послевузовским профессиональным образованием является общедоступным и бесплатным не для всех, а только для тех, кто прошел конкурсный отбор. Очевидно, что закрепление подобных норм находится в явном противоречии с ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации, согласно которой “гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях”.
в) порой встречаются такие метаморфозы, как закрепление находящихся в противоречии не только с федеральной Конституцией, но и друг с другом норм, содержащихся в уставе одной области и даже в разных пунктах одной статьи. Речь идет о ст. 107 Устава Оренбургской области.
Пункт 1 этой статьи воспроизводит конституционное положение ч. 2 ст. 43, гарантируя, в частности, общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования. А уже в п. 2 ст. 107 Устава сказано о возможности получить бесплатно среднее образование только на конкурсной основе. Уместен вопрос, так каким же из двух пунктов — первым или вторым — будут руководствоваться желающие обучаться и местные власти. Возможно, разными. А такого быть не должно. Поэтому ст. 107 Устава Оренбургской области должна быть как можно скорее приведена в соответствие с Конституцией Российской Федерации и здравым смыслом.
г) следующим существенным недочетом законодателей субъектов Федерации является игнорирование конституционных норм об обязательности основного общего образования и об обязанностях родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования.
Положительным моментом и дополнительной конкретизацией провозглашенных прав и свобод является норма части 2 ст. 98 Устава Московской области о том, что население области имеет право свободного выбора типов, видов, форм обучения, установленных законодательством Российской Федерации. Аналогичного содержания нормы можно обнаружить в ч. 1 ст. 44 Конституции Республики Алтай.
Специфика правового регулирования Конституции республики Саха (Якутия) заключается в предоставлении дополнительной возможности получить образование лицам, признанным в установленном порядке инвалидами. Им государство обеспечивает бесплатное обучение и профессиональную подготовку через специальные учебные заведения (ч. 2 ст. 22).
В заключение следует констатировать, что первоочередной задачей регионов является приведение своего законодательства в соответствие с федеральным.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять